ДАНИИЛ, Димитрий Константинович

ДАНИИЛ, Димитрий Константинович, Переславский (около 1460 – 1540 гг.) – преподобный (память 7 апреля, 30 декабря, 28 июля, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель и игумен переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря. Основные сведения о нём содержатся в Житии святого, некоторые факты его биографии нашли отражение также в Житиях преподобного Герасима Болдинского, блаженного Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во второй половине XVI в.), в летописях XVI в. Житие Даниила было написано, как полагают исследователи, духовником царя Иоанна IV Васильевича (1547–1584 гг.) протоиереем Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впоследствии митрополит Афанасий), учеником и духовным сыном Даниила, служившим до 1550 г. священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митрополита Макария (около 1482 – 1563 гг.) не раньше чем через 16 лет после преставления святого (по мнению исследователей, в 1556–1561 гг.). Основными источниками для Жития послужили рассказы Даниила, воспоминания учеников старца и прочих лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищрённо... памяти ради», поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. Житие Даниила дошло в четырёх редакциях: первоначальной (старший список, вторая половина XVI в.), сокращённой («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия», составлено около 1562–1563 гг., по мнению исследователей, также протоиереем Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) и в другие сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.) и переработанной (составлена в конце XVII в. Александром, игуменом киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря, на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, исследователи считают «Сказание вкратце...», которое представляет собой не только сокращённую, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего. Исследователи полагают, что «Слово о изнеможении преподобного Даниила в церкви и о поучении братии» было составлено вскоре после кончины Даниила. В 1650 гг. была написана повесть об обретении его мощей и о чудесах от них, автором которой был, видимо, архимандрит Троицкого Данилова монастыря Тихон. Фрагмент Жития Даниила с добавленным вступлением стал самостоятельным Житием благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского. Родителями Даниила были мелкий служилый землевладелец Константин и Фёкла (после кончины мужа принявшая постриг с именем Феодосия). Отец Даниила с супругой и детьми ранее 1437 г. выехал из Мценска вместе с мценским наместником Григорием Протасьевым, который перешёл на службу в Москву по приказу великого князя Московского Василия II Васильевича Тёмного (1415–1462 гг.). Семья Даниила поселилась в Переславле-Залесском, где и родился святой, в крещении названный Димитрием.

 



 
PR-CY.ru