ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - Страница 10

Собор завершается рядами килевидных кокошников «вперебежку» (такую же систему расположения килевидных кокошников можно видеть на гравюре начала XVIII в. П. Пикара), с запада к храму примыкает ярусная колокольня с полукруглыми проёмами и небольшим шатром. На заднем плане две главки храмов Покрова Богородицы и пророка Даниила второй половины XVII в.; впереди на холмистом позёме – деревянная часовенка. Иконография Даниила Александровича в предстоянии Святой Троице выражала важную мысль о духовной преемственности собирателей православной Московской Руси. В Службе святого называют «домом Святыя Троицы», предстоящим «присно престолу Троичныя благодати». Мощи святого князя были принесены по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в 1652 г. в церковь святых Отцов семи Вселенских Соборов «на прославление Святыя Троицы»; над мощами был поставлен образ святого с изображением Святой Троицы. Иконы Даниила Александровича с изображением Данилова монастыря были распространены уже в XVII в. Сохранился иконный образец конца XVII в. мастера Ивана Носа: Даниил Александрович – в молении Спасителю перед высоким храмом, обитель окружена деревянной оградой-тыном, что отражает ранний этап монастырского строительства. Двухсветный храм с карнизами на фасадах завершается пятью рядами ярусных полукруглых кокошников со стрельчатым верхом. Система расположения кокошников ярусами, а не «вперебежку» соответствует существующему варианту реконструкции храма. Внизу храм окружён низкой галереей с угловой 2-пролётной звонницей, на горизонте – часовня со стрельчатыми кокошниками. В XVII в. Даниил Александрович изображался в молитвенном предстоянии Спасителю (на иконах типа Спаса Смоленского) среди избранных святых, как на прориси иконописца Василия Павловича Гурьянова (1866–1920 гг.), где он представлен в левой группе, со скрещенными на груди руками и с надписью на нимбе: «Данiилъ Князь». Вскоре после перенесения мощей великого князя Александра Невского в Свято-Троицкий монастырь Санкт-Петербурга (впоследствии Александро-Невская лавра) 30 августа 1724 г., в день празднования обретения мощей Даниила Александровича, был установлен общий праздник святым князьям, и появились их парные изображения, например, в местном ряду иконостаса храма святых Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре. В приделе преподобных Симеона и Даниила Столпников образы обоих святых князей находились в Деисусе, а их парное изображение с благословляющим Спасителем вверху (1819 г., художник С.В. Тарин) – на стене западного фасада храма (трапезной церкви). Вместе в молении Святой Троице новозаветной святые князья написаны на иконе конца XVIII – начала XIX в. (возможно, около 1803 г. – к 500-летию преставления Даниила Александровича и 100-летию Санкт-Петербурга): святой князь Александр в княжеских одеждах на фоне красного занавеса осеняет царскую корону, скипетр и державу; Даниил Александрович в схиме, с поднятыми в молении у груди руками, на фоне Московского Кремля (изображения разделяет колонна как знак новой столицы России).

 



 
PR-CY.ru