ДАМИАН Печерский

ДАМИАН Печерский (ум. в 1062/1074 г.) – преподобный (память 5 октября, в Соборах преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах и всех преподобных отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых), пресвитер, целебник. Дамиан был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу «Повести временных лет…», не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием святым елеем. В «Житии преподобного Феодосия», тогдашнего игумена Киево-Печерского, сообщается, что Дамиан ревностно «подражааше житию и съмерению» святого игумена. Многие знавшие его свидетельствовали автору «Жития» «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Дамиана в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы». Перед кончиной святому явился ангел в образе преподобного Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В «Житии Феодосия» приводится молитва Дамиана, в которой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с Феодосием и после смерти. Преподобный Феодосий с некоторыми насельниками монастыря были при больном до самой его кончины. Тело Дамиана погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах. Рассказ о нём помещён среди рассказов о других Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет…» под 6582 (1074/1075) г. в статье о кончине игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. О нём (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии преподобного Феодосия (конец XI – начало XII в.), написанном преподобным Нестором Летописцем (ум. в 1113/1116 г.). Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития преподобного Антония Печерского (982/983 – 1073 гг.) конца XI в. Рассказ о нём входил во все редакции Киево-Печерского Патерика, начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV вв. Отдельное Житие преподобного Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польском языке в издании Патерика. В «Анфологионе» (Киев, 1619 г.) имя Дамиан указано с памятью 5 октября, что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в монастыре к этому времени. В первом тропаре третьей песни канона преподобным отцам Печерским, составленного в 1643 г. по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом (ум. в 1662 г.), Дамиан как целитель воспевается вместе с преподобным Агапитом (конец XI – начало XII в.), врачом безмездным. Его имя включено под 5 октября в «Полуустав» (Киев, 1643 г.) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина).

 



 
PR-CY.ru