ДАМАСКИНЫ

ДАМАСКИНЫ – рукописные сборники житийного и поучительного характера, широко распространённые у южных славян в конце XVI – начале XIX в. Их образцом был греческий сборник «Сокровище», составленный митрополитом Навпактским и Артским Дамаскином Студитом (ум. около 1580 г.), который продолжил традицию византийских сборников смешанного содержания. «Сокровище» содержало 36 произведений, основное место среди которых занимали авторские переработки Житий редакции Симеона Метафраста (Х в.) наиболее почитаемых святых – Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, святителя Николая Чудотворца и др., а также проповеди и поучения. Сборник «Дамаскины» являются переходным типом от средневековых к новоболгарским южнославянским литературным памятникам, отражает распад общей балканской православной культуры и южнославянской книжности османской эпохи на национальные, формирование языковых и литературных норм болгарской книжности, демонстрирует перемещение книжных центров из монастырей в города, переход от рукописной традиции к книгопечатанию. Исследователям интересны географический вектор продвижения сборников «Дамаскины» из Македонии и Западной Болгарии в Восточную и их более активное распространение в Болгарии, чем в Сербии, культурные центры которой в XVIII в. перемещаются из центральных областей в Воеводину. Церковные власти рекомендовали чтение проповедей сборника в церквах; простонародный новогреческий язык делал их доступными пониманию слушателей. Вероятно, успех «Сокровища» у греков побудил и православных славян перевести эту книгу, которая давала духовенству материал для проповедей на весь церковный год. Епископ Пелагонийский и Прилепский Григорий между 1570–1580 гг. перевёл «Сокровище» на славянский язык с одного из первых изданий. Этот перевод, сохранившийся в семи списках конца XVI – XVII в., отражает влияние западноболгарского наречия и сербской ресавской школы; в конце XVI в. в Македонии был выполнен ещё один перевод «Сокровища». В южнославянской книжности название сборника не прижилось, и рукописи стали именоваться «Дамаскины», хотя в дальнейшем их содержание не исчерпывалось произведениями, входившими в сборник «Сокровище». Дополнительными источниками для сборника «Дамаскины» стали популярные сборники, составленные афонским монахом Агапием Ланд(ос)ом «Новый Рай» (Венеция, 1641 г.), содержавший 24 Жития и часть книги «Спасение грешных» (Венеция, 1641 г.), «Чудеса Богородицы» – 69 свидетельств о чудесах Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru