ДАЛМАТ Исетский, Далмат Пермский, Мокринский Дмитрий Иванович - Страница 3

Для распространения православия в Зауралье Далмат вместе со своим сыном Исааком в 1684 г. основал рядом с Успенским монастырём женский Введенский монастырь, в котором проживало 27 сестёр. После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак около 1668 г. был отстранён от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 г. под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»). О принадлежности Далмата и его сына к старообрядчеству писал в своём доносе бывший игумен невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов), принявший монашеский постриг в Далматовом монастыре: «Был злой расоколник и святыя тайн не приобщался, так и душу свою без покаяния, удалялся от святыя церкви, изверже». По одной из гипотез, зауральские старообрядцы в своих спорах о сущности антихриста апеллировали ко мнению Далмата (ему приписывается авторство адресованного староверам «Послания об антихристе и тайном царстве его»). О принадлежности Далмата к старообрядчеству пишет также историк Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.), сообщая, что он ушёл в раскол ещё до монашеского пострига, прожил в пустыни десять лет и был обращён в православие тобольским архиереем (данное сообщение считается основанным на недостоверных слухах). Преподобный Далмат скончался 25 июня (5 июля) 1697 г. в возрасте 103 лет. Монастырская летопись сообщает об этом следующее: «…В летах совершенных, созревший в добродетелях, как полная пшеница для небесной житницы, он преставился мирно во 24 день июня 1697 года. Игумен Исаак без сомнения, не без слёз, в сём гробе сокрыв бренные останки его, предал земле при алтаре деревянного Успенского храма, в память, что Старец Далмат был виновником и первым основателем сего храма». Его погребли на месте первой монастырской Успенской церкви, в сделанном им для себя гробу. Захоронение было устроено в кирпичном склепе, а в 1707 г. над ним была возведена деревянная часовня. Могила Далмата была украшена деревянным надгробием, которое в 1793 г. расписал художник Иван Соколовский. Росписи надгробия содержали сцены из жизни старца (конфликт с Илигеем, явление Богородицы Илигею и его покаяние перед Далматом), а также силлабические стихи о первоначальной истории Далматовского монастыря. Иконописные изображения Далмата известны ещё с 1770 гг.: икона святых Исаакия, Далмата и Фавста из монастырской церкви Рождества Христова, росписи усыпальницы (1896 г.), образ святого с нимбом конца XIX – начала XX вв., выполненный в технике хромолитографии и др. К канонизации преподобного Далмата в 1994 г. московским иконописцем Иосифом Исаковым был написан поясной образ святого. Почитание Далмата как святого началось в народе, который приходил молиться на его могиле (особенно много паломников приходило в монастырь 15 августа и 9 мая) и взять воды из родника на Белом Городище, которая почиталась целебной. В 1864 г. в Далматове по просьбе жителей был установлен ежегодный крестный ход в день смерти старца Далмата для отвращения пожаров. Далмат в народе стал почитаться как покровитель воинов, и новобранцы перед отправкой в армию приходили к его гробнице, чтобы надеть на себя шлем и кольчугу Далмата (шлем Илигея) и получить этим для себя благословение.

 



 
PR-CY.ru