ДАВИД Гареджийский

ДАВИД Гареджийский, Иверский (VI в.) – христианский монах, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедью христианства; один из основателей грузинского монашества. Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник об их чистоте и чадородии. Как известно началом христианской эры в истории Закавказья стал IV век. Проповедь святой Нины открыла сердце Грузии для Евангелия. Крестились царь Мириан и царица Нана и большинство народа, при царях Бакаре и Вахтанге приняли христианство горные племена. Однако маздеизм (огнепоклонство), получая поддержку со стороны Ирана, сохранялся в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог. Значительное число огнепоклонников оставалось среди князей персидской ориентации, купцов, непосредственно связанных с Ираном, и ремесленников, живших в Тбилиси и других городах Картли. В VI в. происходит знаменательное событие в духовной жизни Грузии – приход из Антиохии сирийских монахов во главе с игуменом Иоанном. Их целью было учреждение монашеской жизни по антиохийскому уставу и продолжение евангельской проповеди в Грузии. Ученики преподобного Иоанна, великие подвижники и аскеты, отличались высоким богословием и философским образованием. Игумен Иоанн основал монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети как новых апостолов. Любимый ученик Иоанна Зедазени (преподобный Давид) поступил как доблестный воин, который бросается во время битвы в самую гущу, где решается её судьба, где знаменосцы обеих сторон хотят водрузить знамёна. Он взял монашеский посох, чётки, надел схимнический куколь и отправился в новую столицу Грузии – Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Ремесленники занимали целые кварталы. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, одетых в чёрные халаты, индийских браминов и факиров, иссохших от поста, буддийских монахов, как деревья зимой, закутанных в жёлтые одеяния, словно спеленованных в саваны, и иудейских раввинов с повязками на лбу, где хранились выписки из Торы. Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. Он молился о прощении грехов жителей города и каялся, как будто это были его собственные грехи. Такова природа любви: все своё и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть и боль. Из очей преподобного текли потоки слёз, как у апостола Петра, когда тот вспоминал о своём отречении от Учителя. Слёзы покаяния – это хрустальная кровь сердца, это – белоснежно одеяние, в которое облачается душа. Перед его ясновидящим взором лежал весь город, как прозрачное море, от дворцов царей до хижин бедняков. Своей молитвой он покрывал его, как орёл покрывает гнездо своими крыльями; воздетыми в молитве руками, как Моисей, охранял город от невидимых и видимых врагов. К западу от Иерусалима высится гора Сион (Сион означает «сторожевая башня»; она защищает с запада Иерусалим, как нерукотворная стена). К западу от Тбилиси стоит, как Сион, гора святого Давида. Она как бы охраняет город от царства ада, от сатанинских сил. С востока Тбилиси открыт для лучей восходящего солнца. Восток – символ духового света и спасения.

 



 
PR-CY.ru