ДЕКАРТ Рене - Страница 6

Обоснование бытия Бога необходимо Декарту для утверждения возможности истинности нашего познания: «Бог – не обманщик», поэтому то, что мы постигаем «естественным светом» нашего разума, правильно применяя его, действительно истинно. К этому открываемому интуицией континууму сознания, трансцендирующему нашу конечность, ограниченность, дискретность и психологические зависимости мышления, относятся и другие «врождённые идеи» и истины (признание существования которых вызвало критику со стороны сенсуализма). При помощи «естественного света» разума мы можем актуализировать в себе понимание того, что такое бытие, мышление, воление, незнание, истина, вещь, длительность, движение, фигура и т.д., а также признать истинными положения типа: «свершившееся не может быть не свершённым», «две вещи, подобные одной и той же третьей, подобны также и между собой» и т.д. Эти идеи и истины, не порождённые нами и не полученные от внешних объектов, даются теми формами, в которых мы воспринимаем собственные мысли и в которых нам может быть дан опыт. «Врождённые идеи» (как и идеи Платона), задавая универсальное измерение индивидуального сознания, фиксируют факт структурности знания, т.е. наличие в нём содержаний и свойств, не выводимых из внешнего опыта, а являющихся, напротив, условием его интеллигибельности. Для создания своего рационалистического метода объективного познания (что явилось одной из важнейших задач декартовской философии) Декарту было необходимо найти, выявить сам «материал» мысли, посредством которого сознание сегментирует, артикулирует существующее и строит упорядоченное, рационально контролируемое его понимание. Подчёркивая, что вещи по отношению к интеллекту должны рассматриваться иначе, чем по отношению к их реальному существованию, Декарт, предвосхищая многие идеи кантовской философии, показывает, что мы объективно и рационально понимаем мир в той мере, в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности, учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом. Вдохновляясь строгостью математического познания, он вводит понятие «простых вещей» (вещей «абсолютнейших»), которые не могут быть далее разложимы, делимы умом. «Вещи» в этом контексте у Декарта – исходные, элементарные идеи, из сочетания которых строится здание: «Говоря здесь о вещах в том виде, как они постигаются интеллектом, мы называем простыми только те, которые мы познаём столь ясно и отчётливо, что ум не может их разделить на некоторое число частей, познаваемых ещё более отчётливо». Всё достоверное знание, доступное человеку, заключается, по Декарту, в отчётливом усмотрении интуицией (или «естественным светом» разума) интеллектуальной сущности «простых вещей», а затем того, как посредством дедукции, путём последовательного и нигде не прерывающегося хода мысли выводятся более сложные и отдалённые следствия. Для того чтобы ни одно звено рассуждений не было пропущено, и сохранялась достоверность связи всех звеньев, необходима энумерация – полный обзор и перечень всех ходов рассуждений. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

 



 
PR-CY.ru