ДЕГА Эдгар - Страница 8

После возвращения во Францию Дега создаёт «Хлопковую контору» (1873 г.), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эту картину он написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Сюжет, выбранный им для своего полотна (деловая контора), до этого тщательно обходили стороной все художники. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки, и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь, скорее, с романами Эмиля Золя (1840–1902 гг.), чем с большинством работ современных Дега живописцев. Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединённых Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображён читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан, и Дега гордился их успехами. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Хотя картина производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Позже он пишет портрет художника Людовика Лепика («Площадь Согласия») – в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного драматургом и романистом Людовиком Галеви (1834–1908 гг.). С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Тема заинтересовала Дега, и он продолжал её с воодушевлением разрабатывать, в духе писателя эпохи Ренессанса Франсуа Рабле (приблизительно 1494 – 1553 гг.), что исследователям кажется тем более странным, т.к. Галеви вскоре отказался от своего замысла. При жизни Эдгара Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Пьер Огюст Ренуар (1841–1919 гг.). Торговцу произведениями искусства Амбруазу Воллару (1866–1939 гг.) удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» писателя Ги де Мопассана (850 – 893 гг.) и «Гримасам куртизанок» поэта Пьера Луи (1870–1925 гг.). Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Эдгара Дега дошла до нас. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Амбруаз Воллар, всегда медленно осуществлявший свои планы, опубликовал «Заведение Телье» с иллюстрациями Дега только в 1934 г.

 



 
PR-CY.ru