ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА

ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА – ежегодная подать, которую в XIII–XVI вв. выплачивали папскому престолу некоторые страны Западной Европы. Подать собиралась на местах папскими легатами (в Англии эти функции были возложены на епископов). История возникновения подати мало изучена. По мнению некоторых исследователей, она выплачивалась правителями тех стран, которые признавали папу Римского сюзереном. Другие историки оспаривают её вассальный характер (например, Б. Роберг), указывая на то, что «Денарий святого Петра» являлся, скорее, элементом почитания апостола Петра, поскольку некоторые страны, являвшиеся вассалами папского престола, не платили «Денарий святого Петра», в то же время в других государствах наряду с «Денарием святого Петра» выплачивались и другие подати, вассальный характер которых не вызывает сомнений (например, в Англии при короле Иоанне Безземельном). Истоки этой подати ряд исследователей видят в добровольных пожертвованиях, которые англосаксонские короли и простые английские паломники, начиная с VIII в., делали римским храмам и папскому престолу при паломничествах в Рим. Такая практика существовала и у паломников из других стран. На Соборе в Челси (787 г.) король Мерсии Оффа обещал папе  Римскому Адриану I (772–795 гг.) выплачивать ежегодную подать (согласно позднему преданию, на содержание англосаксонской школы (Schola Saxonum) в Риме). Характер этой подати, неоднократно упоминаемой в VIII–IX вв., остаётся для исследователей неясным. При короле Альфреде Великом (848/849 – 899/900 гг.) она выплачивалась в качестве дара короля и народа Уэссекса папскому престолу. Собор в Лондоне, состоявшийся при короле Эдмунде (941–946 гг.), постановил, что все подданные английского короля должны платить подать под страхом отлучения от церкви; деньги собирались к празднику вериг св. Петра (1 августа). Король Вильгельм I Завоеватель (1027/1028 – 1087 гг.) в ответ на обращение (1074 г.) папы  Римского Григория VII Гильдебранда (1073–1085 гг.) согласился выплачивать такую же подать, что и англосаксонские короли. К середине X в. «Денарий святого Петра» превратился в поочажную (в развитое Средневековье – подушную) подать, собираемую правителями с населения для уплаты в Рим. Усилия по распространению «Денария святого Петра» в Европе предпринимались папами особенно в период григорианской реформы. В середине XII в. подать была распространена на Скандинавские страны, включая Финляндию и Исландию. В развитое Средневековье подать выплачивалась также Англией, Ирландией, Шотландией, Испанией, Польшей, Венгрией. Окончательное оформление «Денария святого Петра» в Англии произошло при короле Иоанне Безземельном (1199–1216 гг.), когда папа Иннокентий III (1198–1216 гг.) выразил недовольство суммой в 299 мерков, указав, что многие английские епископы утаивают значительную часть подати (denarios). «Денарий святого Петра» нередко смешивался с вассальными выплатами Английского королевства папскому престолу (до 1343 г.). Папы чаще всего интерпретировали «Денарий святого Петра» как материальное выражение сюзеренитета над светскими правителями. В период Реформации выплата «Денария святого Петра» была приостановлена. В качестве добровольного пожертвования католиков папе Римскому в знак почитания апостола Петра «Денарий святого Петра» возродился в годы понтификата папы Пия IX (1846–1878 гг.; после бегства папы из Рима в 1848 г. и особенно после ликвидации папской власти над городом в 1870 г.); подтверждён Пием IX в энциклике «Saepe Venerabilis» (1871 г.). В XX в. эта практика получила широкое распространение, были созданы специальные общества для сбора «Денария святого Петра» и его отправки в Рим. Пожертвования собираются ежегодно к празднику апостолов Петра и Павла (29 июня). В речи 25 февраля 2006 г. папа Бенедикт XVI (2005–2013 гг.) подчеркнул важность «Денария святого Петра» как формы участия католиков в деятельности Римского епископа. Доходы от пожертвований направляются на содержание папского престола и благотворительные нужды (в частности, на помощь бедным епископствам). См. также «ГРОШ СВЯТОГО ПЕТРА»

 
PR-CY.ru