ДАВИД ДИСИПАТ - Страница 5

Затем Давид Дисипат различает два рода причастности Богу. Акиндин же не в состоянии ничего противопоставить изложенному, кроме несообразностей: смешивает нетварное и тварное и впадает в давно известные ереси. В заключительных стихах поэмы Давид Дисипат просит своего адресата как можно скорее прислать ему список ямбов Акиндина. «Слово о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное господину Николаю Кавасиле», согласно датировке, предложенной Цамисом и принятой Байером, написано летом 1342 г. Однако наличие в «Слове к Кавасиле» заимствований из шестого и более ранних «Антирритиков против Акиндина» Григория Паламы позволяет исследователям уточнить датировку Цамиса и установить terminus post quem для трактата Давида Дисипата – начало 1345 г. Во введении даётся краткая характеристика предмета богословской полемики, бегло описывается начало споров и соответствующие церковно-политические события. Вследствие «чрезмерно софистических и коварных» сочинений противников Григория Паламы, являющихся последователями Ария и Евномия и затемняющих запутанными речами ясную истину, читателю трудно разобраться в тонкостях споров. Основной раздел посвящён цитации и разбору творений отцов церкви, свидетельствующих, что учение о различии в Боге сущности и узреваемых в ней природных свойств – древнецерковное. В ходе полемики обращение на «ты» к адресату сочинения (Николаю Кавасиле) приблизительно с середины меняется на прямое обращение к противнику, т.е. к Акиндину. В заключении Давид Дисипат высказывает надежду, что мудрый адресат сам разберётся в истине (поскольку о различии сущности и энергии сказано достаточно). Тщетны надежды противников Григория Паламы, пользующихся политической ситуацией и невозможностью созвать новый Собор, опровергнуть истину. Давид Дисипат напоминает об участи разных еретиков и предсказывает Григорию Акиндину и его последователям аналогичную судьбу. Послание заключается побуждением самого себя и адресата к самоочищению посредством слёз и молитв, что является необходимым условием для подлинного богословия. «История вкратце о том, как от начала возникла лукавая ересь Варлаама и Акиндина» написана в начале 1346 г. по просьбе императрицы Анны Палеологины (Савойской). Никифор Григора в «Первых антирритиках» (1350 г.) дословно цитирует место из «Истории вкратце», в котором приводится сравнение нетварной сущности и энергии с источником и водой из этого источника, приписывая цитируемые слова Григорию Паламе, хотя подобное сравнение не встречается в сочинениях святителя (вероятно, Никифор Григора познакомился с «Историей вкратце» Давида Дисипата при императорском дворе в 1346/1347 г.). Текст «Истории вкратце» был издан дважды: епископ Порфирий (Успенский) издал его по рукописи Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в Метеорах (её местонахождение в настоящее момент неизвестно), не содержавшей имени автора, а М. Кандаль – на основе рукописи XIV в. с использованием ещё четырёх рукописей и приведением разночтений по изданию епископа Порфирия. М. Кандаль различает две редакции текста «Истории вкратце»: первоначальную, изданную им (A), и более позднюю (B) с подборкой цитат из творений св. отцов, изданную епископом Порфирием.

 



 
PR-CY.ru