ДАВИД ДИСИПАТ - Страница 3

В начале 1346 г. по просьбе регентши Анны Савойской, матери императора Иоанна V Палеолога, пожелавшей получить более полное представление о содержании полемики между Григорием Паламой и Григорием Акиндином, приближённый к императорскому двору Давид Дисипат пишет «Историю вкратце о том, как от начала возникла скверная ересь Варлаама и Акиндина». Исследователи предполагают, что он прибыл в столицу после победы императора Иоанна VI Кантакузина в гражданской войне (2 февраля 1347 г.) и присутствовал на Соборе в феврале 1347 г. Исследователям точно известно, что в этом году он помогал патриарху Исидору I (1347–1350 гг.) в борьбе с противниками паламитов в Константинополе. Филофей Коккин в Житии св. Исидора пишет о том, что Давид Дисипат больше других оказывал помощь Исидору: «…Благородный Давид собственной рукой сокрушал медведей и львов ложного благочестия». Давид Дисипат выступал также в качестве посредника при Кантакузине, в его обязанности входил приём прошений на имя императора (Филофей Коккин приписывает ему составление «Похвального слова» Исидору). Исследователи полагают, что уже в мае-августе того же года Давид Дисипат скончался. О каком-либо его сочинении после 1347 г. неизвестно. Тем не менее, М. Трой, издатель письма Григория Паламы «К анониму», написанного из турецкого плена в конце 1354 г., отождествляет адресата Григория с Давидом Дисипатом на основании наличия в единственном списке этого послания в начале текста маргиналии. Протопресвитер Иоанн Мейендорф возразил против такого отождествления, предположив, что маргиналия относится не к заголовку письма, а к его первым строкам, в которых Григорий Палама говорит о некоем «блаженном» (т.е. покойном) Давиде, с которым адресат письма был связан нерасторжимыми узами любви. Позднее Д. Цамис, издатель сочинения «Слово о кощунствах Варлаама и Акиндина» Давида Дисипата, оспорил мнение И. Мейендорфа, утверждая, что маргиналия может относиться только к заголовку. В «блаженном Давиде» Д. Цамис видит неизвестного духовного отца Давида Дисипата. Х.-Ф. Байер и вслед за ним Гелиан Михайлович Прохоров (род. в 1936 г.) полагают отождествление адресата письма с Давидом Дисипатом (предложенное М. Троем и поддержанное Д. Цамисом другие исследователи считают маловероятным). Издатели писем Григория Паламы в составе критического издания под редакцией П.К. Христу также отнесли эту маргиналию к третьей строке. Сочинения Давида Дисипата включают в себя ямбы, «Слово о кощунствах Варлаама и Акиндина, посланное господину Николаю Кавасиле», «Историю вкратце о том, как от начала возникла лукавая ересь Варлаама и Акиндина», «Изложение» («О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина, кир Давида мниха и философа изложение»). В ямбах «Против стихов Акиндина» в рукописях, по которым было сделано издание, насчитывается 610 стихов, однако колофон говорит о 618 (либо стихи были неправильно подсчитаны писцом протографа использованных в издании рукописей, либо недостающие стихи были им опущены); адресат «Ямбов» неизвестен. Сочинение написано спустя самое короткое время после того, как стало известно о написании Григорием Акиндином 509 ямбов против Григория Паламы.

 



 
PR-CY.ru