ДАВИД ДИСИПАТ - Страница 2

Что касается аскетических упражнений (воздержание, пост, бдение, сон на голой земле и т.д.), то, если они не приводят к «вышесказанному», в них нет никакой пользы (в том же духе выдержано второе письмо Варлаама к Давиду Дисипату). Поздней весной 1341 г. Давид Дисипат получил письмо от Григория Акиндина (около 1300 – 1348 гг.). Согласно патриарху Филофею Коккину (1354–1355 гг.), Давид Дисипат на тот момент находился «в горах между Фракией и Скифией, где, между прочим, и другой дивный в безмолвии Григорий (Синаит) после своего возвращения с Синая устроил скит. На основании этого свидетельства Филофея Коккина Р. Лёнерц идентифицировал упомянутое место с одним из монастырей в Месомилионе (наиболее пустынной части Парории, пограничной области между Византией и Болгарией к северу от Адрианополя; современный Эдирне, Турция), основанным Григорием Синаитом, под духовным руководством которого в то время, вероятно, находился Давид Дисипат. Григорий Акиндин предупреждает его о нашествии «скифов», т.е. монголов (протопресвитер Иоанн Мейендорф отождествлял их с болгарами) и приглашает в Константинополь на Собор (10 июня 1341 г.), на который Григорий Палама был вызван патриархом Иоанном XIV Калекой (1334–1347 гг.), с тем чтобы дать ответ на обвинения Варлаама. Считая, что Варлаама не так просто победить, поскольку Григорий Палама дал ему некоторые основания для обвинений в двоебожии, Григорий Акиндин призывает повлиять на Григория Паламу его друзей, особенно Давида Дисипата, «вследствие благоразумия и очевидной любви» к нему. Сам автор письма не может этого сделать, поскольку Григорий Палама подозревает его во враждебности после реакции Григория Акиндина на третье письмо к нему Григория Паламы (Акиндин упоминает также ещё об одном, более раннем письме к Давиду Дисипату, которое не сохранилось). По пути в столицу из окрестностей Адрианополя Григорий Палама также отправил Давиду Дисипату письмо с приглашением на Собор, но его к тому времени в Парории уже не было. Давид Дисипат прибыл в Константинополь на третий день после Григория, «в середине зимы», т.е. в декабре 1340 г. или январе 1341 г. В числе сопровождавших Давида Дисипата отшельников был монах Дионисий, один из адресатов Григория Паламы. У исследователей нет сомнения, что на июньском и, вероятно, июльском Соборах 1341 г. Давид Дисипат выступил на стороне Григория Паламы, но никаких подробностей о его деятельности на этих Соборах не известно. Исследователи полагают, что вскоре после Соборов 1341 г. Давид Дисипат покинул Константинополь и возвратился в Парорию. В уже упомянутом письме Григорий Акиндин говорит об отъезде Давида Дисипата в Константинополь как о временном явлении: «Если же Бог, смилостивившись к нам, остановит угрозу и разрушит варварское нашествие, то снова станет возможным для тебя, любителя уединения, попасть на Гемос». Поскольку нашествия монголов не произошло, а сторонники Григория Паламы победили на Соборах 1341 г., скорый отъезд Давида Дисипата из столицы вполне вероятен. Около 1343 г., находясь за пределами Константинополя, он написал 610 ямбов в ответ на 509 ямбов Григория Акиндина против Григория Паламы.

 



 
PR-CY.ru