ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий - Страница 2

В дальнейшем (как маршалок) он огласил вместе с Лаврентием Ивановичем Зизанием (около 1570 – после 1633 гг.) заявление, что в связи с отсутствием православной шляхты, которая не прибыла на Собор и протестовала против его созыва, Собор был вынужден прекратить работу. Древинский был в числе немногих православных, которые, выполняя королевский универсал, прибыли на общий Собор православных и униатов во Львов в октябре 1629 г., но при этом отказались вести какие-либо споры по вопросам веры без участия Константинопольского патриарха. Древинский сыграл значительную роль в борьбе за легализацию православной церкви во время бескоролевья в Речи Посполитой в 1632 г. Избранный послом волынской шляхты на конвокационный сейм, он принял участие в выступлении послов, которые заявили, что не приступят к обсуждению каких-либо вопросов, пока православным не будут возвращены церковные должности и имения, отобранные униатами. На сейме Древинский участвовал в работе комиссии, созданной для обсуждения требований православных. Ещё более значительную роль он сыграл во время работы элекционного сейма в октябре 1632 г. Вместе с Адамом Григорьевичем Киселём Л. Древинский выступал как один из главных ораторов от православной стороны. Он зачитал заявление, что православные не приступят к обсуждению каких-либо дел, пока не будет «успокоена» их религия, а позднее произнёс речь, в которой доказывал, что все права, предоставленные некогда «русской Церкви», были предоставлены именно православным. Когда соответствующее соглашение («Статьи успокоения») было выработано, Древинский принял участие в состоявшемся 3 ноября 1632 г. выборе кандидатов на митрополичью кафедру (Петра Могилы и Михаила Лозки). Позднее он не принимал активного участия в политической жизни, в защиту православных на сеймах выступали уже другие лица. В инструкциях на сейм 1639 г. православная волынская шляхта ходатайствовала о вознаграждении заслуг Древинского (очевидно, в это время он был ещё жив). Исследователи полагают, что Древинский был автором напечатанного в 1632 г. в Вильно в братской типографии сочинения на польском языке «Synopsis, albo Krotkie opisanie praw, swiebod y wolności, przeznacznemu starowiecznemu narodowi ruskiemu... nadanych y poprzysiężonych» («Синопсис…»), в котором изложены привилегии, данные польским правительством «русскому народу», и описаны притеснения православных униатами. Источники говорят о его связях с рядом православных братств. В 1603 г. Древинский вступил во Львовское братство, в 1624 г. именно он уговорил Кассиана Саковича (около 1578 – 1647 гг.) стать проповедником Люблинского братства. Особенно тесными были связи Древинского с Луцким и Виленским братствами. В Луцкое братство он вступил при его основании в 1617 г., позднее принял участие в решении волынских шляхтичей – членов братства о строительстве братской церкви. В 1632 г. Древинский был старостой братства, а в 1636 г. дал в него вкладом книги – сочинения Василия Великого и «Апокрисис» М. Броневского. В 1629 г. Древинский как один из старост Виленского братства выступал в защиту виленского Свято-Духова монастыря, который подвергался гонениям со стороны униатов. В декабре 1635 г. в эту обитель он дал вкладом имение недалеко от Вильно и дом в городе. В 1633 г. Древинский добился у короля Владислава IV Вазы (1632–1648 гг.) разрешения устроить православное братство на купленной им в г. Кременце земле. В 1636 г. здесь был основан кременецкий в честь Богоявления монастырь, при котором существовало братство, устроившее школу, богадельню и типографию. Основателем монастыря вместе с Л. Древинским был Д. Малиновский.



 
PR-CY.ru