ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович - Страница 3

По воспоминаниям профессора Сергея Викторовича Троицкого (1878–1972 гг.), богослова-канониста и церковного историка, Доброклонский, «человек правых политических убеждений... вместе с тем глубоко понимал, чувствовал и ценил церковную свободу и всегда был против вторжения грубой силы в святое святых человеческой души. Его обычная спокойная манера изложения событий, манера летописца, сменяется воодушевлением и подчас доходит до лирического пафоса, когда переходит он к итогам борьбы своего героя – Феодора в защиту церковной свободы». Беспристрастность Доброклонского как историка, его исключительную тщательность, педантичность и научную честность, консерватизм взглядов учёного отмечали современники. Он состоял членом Общества любителей духовного просвещения. Награждён орденом св. Станислава третьей (1889 г.) и второй (1899 г.) степени. В январе 1920 г. перед приходом в Одессу большевиков Доброклонский эмигрировал с семьёй в Королевство сербов, хорватов и словенцев и стал профессором Белградского богословского факультета. 6 сентября 1920 г. председательствовал на первом заседании учёного совета факультета. Помимо этого входил в правление Русского научного института в Белграде, состоял консультантом по учебным делам при делегации, ведающей интересами русской эмиграции (с 1923 г.), участвовал в съездах русских академических организаций в Праге (1921 г.), Белграде (1928 г.), в съезде русских педагогов в Белграде (1923 г.), в Византологическом конгрессе в Белграде (1927 г.). Доброклонский составил собрание лекций по истории церкви на сербском языке, оставшееся в рукописи. Среди его учеников в Белграде был будущий протопресвитер Западноевропейского экзархата русских церквей Николай Николаевич Афанасьев (1893–1966 гг.). Соч.: Сочинения Факунда, епископа Гермианского, в защиту “Трёх глав” (pro defensione trium capitulorum): Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского собора. М., 1880; Александрийская образованность как сфера, благоприятствовавшая происхождению христианской Александрийской школы // ЧОЛДП. 1880; Христологическое учение Феодора Мопсуестского // Там же. №4; Отношение европейских правительств к католичеству и католической Церкви во второй половине XVIII в. // Там же. №8; №9; Руководство по истории Русской Церкви. М., 1886–1893. 4 выпуск; М., 1999; Из архива Солотчинского монастыря // ТРУАК. 1887. Т. 1. №1; 1888. Т. 2. №1; №3; №4; Очерки из жизни Солотчинского монастыря в XVII в. // Там же. 1888. Т. 2. №6; №7; 1889. Т. 3. №1; №2; Описание дел архива Солотчинского монастыря // Там же. 1889. Т. 3. №3; №4; №5/6; №7; №8; 1890. Т. 4. №1; №2; №3; №4; Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII в.: Исторический очерк монастырского хозяйства, суда и управления в связи с положением монастырских слуг и крестьян в XVII ст. // ЧОИДР. 1888. Кн. 1; Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии // Рязанские ЕВ. 1890, 1891, 1892; Отец И. Кронштадтский // ДЧ. 1892. Т. 3; Иноземные влияния, самодеятельность и прогресс в истории Русской Церкви // ЧОЛДП. 1893. №4; Религиозность в древней и новой России // ДЧ. 1893. №12; 1894. №1; №2; История богослужения в новейший (синодальный) период Русской Церкви // Там же. 1894. №3; №4; Св. Стефан, епископ Пермский // Московские церковные ведомости. 1896. №16; О новооткрытых изречениях Иисуса Христа // Там же. 1898. №2; Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Одесса, 1913–1914. 2 ч.; Моя краткая автобиография // Записки Русского научного института в Белграде. Белград, 1938. Выпуск 15.



 
PR-CY.ru