ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич - Страница 9

Положения работы сводятся к следующим пунктам: 1) богослужение Русской Церкви в XVI в. основывалось на богослужении предшествовавшего времени; 2) это время характеризовалось окончательным утверждением Иерусалимского устава и появлением монастырских Обиходников, хотя и основывавшихся на нём, но отражавших местные особенности; 3) греческий Евхологий на русской почве разделился на две самостоятельные богослужебные книги – Служебник и Требник, которые часто содержали несколько списков и редакций одного и того же чина; в это время появилось несколько новых чинопоследований: чин возведения в митрополиты и патриархи, чин пещного действа, чин шествия на осляти, чин Страшного Суда, чин вселенской панихиды (эта работа Дмитриевского стала некой «программой» его дальнейших изысканий). Он считал, что в текущий момент развития литургической науки следовало не писать обобщающие курсы и монографии, а издавать литургические памятники и потом, уже на основании достаточного количества источников, заниматься исследованиями. Итогом его зарубежных поездок с научными целями явилось издание монументального труда «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», который представляет собой публикацию многих греко-язычных литургических памятников X–XIX вв. (именно благодаря этому изданию Дмитриевский был прозван «русским Гоаром»). Первый том «Описания...» содержит полные тексты важнейших в истории православного богослужения уставов: Типикона Великой церкви, «Завещания» преподобного Саввы Освященного, студийского «Ипотипосиса», «Диатипосиса» преподобного Афанасия Афонского, Евергетидского Типикона, полные или частичные тексты других Типиконов студийской традиции. В предисловии автор говорит о рукописях, по которым издаётся тот или иной памятник, о принципах публикации, об особенностях содержания и проч. Второй том посвящён Евхологию и содержит публикацию множества выписок из рукописей Евхология синайского, афонских, патмосского, иерусалимских, константинопольских и иных собраний. Дмитриевский задумывал это издание как своеобразное продолжение предпринятого Гоаром в XVII в. полного (как казалось Гоару) издания текстов византийского Евхология. Первоначально Дмитриевский хотел дополнить издание Гоара публикацией отсутствующего в нём материала, но в ходе работы обнаружил, что каждый из чинов Евхология имеет свою, порой непростую историю, молитвы и рубрики этих чинов известны в разнообразных редакциях и т.д. Благодаря изданию Дмитриевского изучение истории чинов Евхология было осознано мировой наукой как важнейшая проблема византийской литургики. Всего в его издании описано 162 Евхология; из-за недостатка материальных средств Дмитриевский был вынужден отказаться от публикации ещё более 40 подготовленных к изданию Евхологиев (главным образом, западного происхождения). Третий том посвящён рукописям и первопечатным изданиям Иерусалимского устава и состоит из трёх «отделов»: в первом помещены древние редакции устава; во втором – позднейшие афонские редакции; в конце книги содержится публикация текста Типикона Великой церкви по рукописи Hieros. Stavros 40 (из-за событий 1917 г. издание осталось незавершённым и обрывается на полуслове – подготовленные к печати последние тетради с текстом Типикона и указателями остались ненапечатанными). Дмитриевский планировал издать ещё два тома текстов некоторых южноитальянских и отдельных славянских Евхологиев, а также завершить публикацию Типикона Великой церкви по рукописи Hieros. Stavros 40 и опубликовать важнейшую редакцию этого устава по рукописи Дрезденской библиотеки, но планы не осуществились, и собранные им материалы хранятся в архиве Дмитриевского в РНБ, ожидая публикации.

 



 
PR-CY.ru