ДМИТРИЕВСКИЙ Алексей Афанасьевич - Страница 7

В этом письме Дмитриевский подробно описывал свою деятельность в Астрахани с 1918 по 1922 г., в том числе историю ареста в связи с изъятием церковных ценностей. Обратился он и к Ф.И. Успенскому с просьбой предоставить ему место в Палестинском обществе; однако правительство сократило финансирование общества, и сохранились только две штатные должности, которые были заняты. Не получив постоянного места работы, Дмитриевский стал активным членом Русско-византийской комиссии при Академии наук, участвовал в работе по подготовке переиздания греческого «Глоссария» Дюканжа, писал биографию французского литургиста Жака Гоара (1601–1653 гг.), используя его переписку с греческим эллинистом Львом Алляцием (1586/1588 – 1669 гг.), хранившуюся в Музее палеографии (ныне в Архиве ФИРИ РАН). В 1924 и 1926 гг. выступал с докладами о Ж. Гоаре, в 1926–1927 гг. – с докладами об «Обряднике» императора Константина VII Багрянородного. В 1924 г. Дмитриевский был призван в качестве эксперта по вопросу о притязаниях синайских монахов относительно возвращения в монастырь Синайского кодекса Священного Писания (в докладной записке он подробно излагал историю приобретения кодекса и обосновал права России на владение им). С осени 1923 г. до 1928 г. Дмитриевский преподавал литургику на богословских курсах – единственной, существовавшей тогда в советском государстве православной школе, получившей в 1925 г. статус Высших богословских курсов (ВБК) с правом присваивать академические звания (в архиве учёного сохранились неизданные лекции, прочитанные им на ВБК). Дмитриевский надеялся осуществить издание лекций. Опасаясь ареста и уничтожения архива, он отправил экземпляр лекций другу, астраханскому священнику Иоанну Болтинскому, который также находился под постоянной угрозой ареста. В это время Дмитриевский руководил подготовкой диссертаций, сохранились его неопубликованные отзывы о сочинениях студентов. Продолжались его контакты с зарубежными коллегами. В 1924 г. он предлагал редакции «Byzantion» опубликовать четвёртый и пятый тома «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока». В эти же годы Дмитриевский получил приглашение от историка церкви Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937 гг.) приехать в Софию и занять кафедру литургики на богословском факультете Софийского университета, но отказался. Его переписка 1917–1929 гг. содержит сведения о судьбе русских учёных и церковных деятелей в послереволюционные годы. Дмитриевский (подобно многим другим своим коллегам) в 1920 гг. находился в бедственном материальном положении: жалованья за лекции не хватало даже на поддержание самого скромного образа жизни; помощь ему оказывали ученики. 13 ноября 1927 г., несмотря на протесты Дмитриевского, ВБК устроили торжественное чествование по случаю 45-й годовщины его преподавательской деятельности. В конце августа 1928 г. курсы прекратили существование. Дмитриевский продолжил работу над критическим трудом о «Евхологии» Гоара. Дату его смерти (8 августа 1929 г.) сообщает юрист Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938 гг.); в других источниках указывается 10 августа, когда, вероятно, состоялись похороны Дмитриевского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

 



 
PR-CY.ru