ДИПТИХ

ДИПТИХ – списки имён людей, поминаемых с амвона во время литургии (евхаристии) в древней церкви. Первоначально словом «диптих» обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические продолговатые дощечки, соединённые друг с другом с помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывающиеся вместе, наподобие книжного переплёта. Для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны имели гладкую поверхность или могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами, пентаптихами и т.д. или вообще полиптихами. В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Таким образом, диптихи выступали как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имён святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости церкви, соединяющейся с Христом в результате евхаристии. Хотя дииптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времён, термин «диптих» появился только во времена Константина I Великого (323–337 гг.). Во всяком случае, в III в. они были, по свидетельству Карфагенского епископа Киприана (ум. в 258 г.), во всеобщем употреблении. В Восточной церкви диптихи применялись ещё в XV в., в Западной – вплоть до XII в. Они могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. Особую категорию составляют так называемые «консульские диптихи», которые отличались от обыкновенных более значительным размером и всегда делались из слоновой кости. Это были дорогие художественные произведения, которые новоизбранный консул дарил сенаторам, префекта провинций и другим важным лицам, подавшим за него свой голос. Консульские диптихи вошли в употребление на Западе и на Востоке, по-видимому, не раньше III в. (самый древний из них относится к 248 г., самый поздний – к 541 г.). Когда христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, оно приспособило консульские и другие диптихи к своему употреблению. Одни из них стали служить переплётными досками Евангелий и вообще священных книг (причём их украшали богатыми золотыми окладами с драгоценными камнями). Другие заняли место на алтарях в виде украшения и, вместе с тем, в значении таблиц, по которым священнослужитель мог читать молитвы или поминать живых и умерших. Большинство древнейших диптихов дошло до нас именно благодаря их употреблению в христианской церкви. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви св. Лаврентия в Константинополе они были записаны на мраморной колонне и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С конца IV в. появились диптихи, изготовленные специально для церковных целей, с изображением уже не мирских сюжетов, а евангельских и ветхозаветных, ликов Христа, Богородицы, апостолов и т.п. С разрастанием роли диптихов связана их спецификация.

 



 
PR-CY.ru