ДАНИИЛ ас-Сакизи - Страница 2

Примирение сторон, по крайней мере, формальное, произошло в 1779 г., и патриарх вернулся в Сирию. Впоследствии он организовал ремонтные работы в кафедральном соборе и в ряде церквей Дамаска и Сайднаи. Серьёзной проблемой Антиохийской церкви в XVIII в. было противостояние католической унии. Во внутренних районах Сирии, где сохранялась прочная османская власть, православные иерархи могли прибегать к поддержке мусульманской администрации и не допускать присутствия в городах униатских митрополитов. Около 1784 г., после убийства православного священника в Сайднае, Даниил добился заключения в тюрьму униатских иереев этого селения и передачи под своё управление четырёх униатских церквей Сайднаи. Однако через два года униаты вернули себе церкви при поддержке Гандура аль-Хури, могущественного сановника ливанского эмира Юсефа. Отношение османских властей к Даниилу было весьма переменчивым: в 1787 г. паша повелел бросить в тюрьму патриарха и одного из его митрополитов (по-видимому, патриаршего наместника Варнаву ад-Димашки) и держал их в цепях, пока христиане не выплатили крупную сумму за их освобождение. Выйдя из тюрьмы, патриарх бежал из Дамаска в Константинополь. В горных районах Ливана, неподконтрольных напрямую османским властям, положение православной церкви было довольно сложным. Эмир Юсеф и Гандур аль-Хури придерживались маронитского исповедания. Гандур при содействии католических миссионеров и униатского митрополита Бейрута захватывал православные церкви и принуждал православных к обращению в католичество. В 1789 г. эмир Юсеф поднял мятеж против аккского паши, но потерпел поражение, попал в плен и был казнён вместе с Гандуром аль-Хури. Преследования православных прекратились, им были возвращены церкви. В конце 1791 г. Константинопольский Синод предложил Даниилу уйти на покой ввиду его преклонного возраста и неспособности выплатить долги патриархата и противостоять унии. Анонимная униатская хроника «История событий в Сирии и Ливане», относившаяся к Даниилу крайне негативно, сообщает, что он был смещён и выслан на Хиос принудительно, хотя это утверждение ничем не подкреплено. Характеристики, которые униатский летописец даёт Даниилу, в некоторых случаях перекликаются с отзывами православного дамасского хрониста Михаила Барика ад-Димашки. В то же время Бейрутская церковная летопись (краткое изложение истории епископов), далёкая от дамасских страстей, отзывается о патриархе более доброжелательно, а относительно обстоятельств его отставки сообщает, что Даниилу предложили выбрать себе преемника и определили пожизненную пенсию, после чего патриарх уехал на родину.



 
PR-CY.ru