ДИМИТРИАН - Страница 3

Древнейшим агиографическим источником, содержащим упоминание о Димитриане, является анонимная проповедь «О мучениках», составленная в конце IV – начале V в. греческим автором из Антиохии, но сохранившаяся только в сирийском переводе. В конце проповеди, где автор приводит имена мучеников (большинство из них антиохийские), особо выделена группа Антиохийских епископов, среди которых назван Димитриан. В Мартирологе Иеронима Стридонского (первая половина V в.) имя Димитриана упоминается самостоятельно под 9 ноября (без указания места) и в дружине мучеников под 10 ноября. Память 9 ноября, по-видимому, представляет собой обычное для этого Мартиролога повторение, возникшее по невнимательности переписчика. Заметка 10 ноября восстанавливается исследователями следующим образом: «В Антиохии Димитриана, Исидия, Евстохия и дружины его» (In Antiochia Demetri(ani), Esi(di), Eustoci et sociorum eius). Имя Исидий в данном случае является искажённой формой имени Исихий (Esichi), возникшей в результате графической ошибки. Имеется в виду магистриан Исихий, антиохийский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана (начало IV в.), чья память в позднейших византийских синаксарях была перенесена на 10 мая. Евстохий, по мнению П. Петерса, тождествен с упомянутым в «Несторианской хронике» Аздаком, пленным антиохийцем, который стал епископом в Гундишапуре после кончины Димитриана. Прочтение его имени как Аздак ('azdaq) определяется фонетикой классического арабского языка, однако по-сирийски оно могло звучать и как Эздок ('ezdoc), что будет соответствовать греческому имени Евстохий (Евсток, латинское написание в Мартирологе блаженного Иеронима – Eustocus). По мнению исследователей, если данное предположение верно, то вполне вероятно, что этот Евстохий (Аздак) претерпел мученическую кончину в Персии вместе с другими христианами вскоре после своего рукоположения во епископа, так что известия о его мученичестве и кончине Димитриана были получены одновременно, и оба были внесены в местный календарь под одним и тем же числом. Из Мартиролога Иеронима в XVI в. Димитриан был перенесён в Римский Мартиролог кардиналом Цезарем Баронием (1538–1607 гг.) как Димитрий. При этом, несмотря на включение его имени в собрания памятей мучеников, сведения о том, что кончина Димитриана была мученической, отсутствуют. Сирийский Мартиролог в отличие от Иеронимова не содержит память Димитриана. Пресвитер Димитрий, упоминающийся здесь под 14 ноября вместе с пресвитером Феодотом из Ираклии Фракийской, не может быть Антиохийским епископом. Пресвитер Феодот значится под этим днём и в Мартирологе Иеронима, но с другой дружиной, в которой нет Димитрия. Скорее всего, в Сирийском Мартирологе имеется в виду мученик Димитрий Дабудский (ум. в конце III – начале IV в.), который пострадал в Амапасе (Понт или Фракия) и чью память византийские синаксари дают под 15 ноября, впрочем. не называя его пресвитером. Под 10 ноября (10 тишрина второго) память Димитриана фигурирует в двух минологиях из яковитского монастыря Кеннешре в Сирии (в настоящее время хранятся в Британской библиотеке). Первый из них входит в рукопись конца VII в., содержащую гимны Антиохийского патриарха Севира (512–518 гг.) в переводе Эдесского монофизитского епископа Иакова (около 640 –708 гг.), чьим автографом, возможно, и является эта рукопись (в таком случае Иакову Эдесскому может быть приписано составление минология). Вторая рукопись относится к IX–X вв. (в обеих Димитриан упомянут без дружины). Лит.: Болотов В.В. Что знает о начале христианства в Персии история? // ХЧ. 1900. № 1.



 
PR-CY.ru