ДОСИФЕЙ II Нотара - Страница 9

В письме к царю Петру I от 28 января 1705 г. он просил отправить митрополита Стефана в отставку, но предложение осталось без внимания. Трудами Досифея II Нотары было издано огромное количество святоотеческих писаний и работ позднейших богословов, таких как его предшественник Нектарий. Благодаря своевременному опубликованию, многое удалось спасти от утраты. Патриарх организовал издание антилатинских полемических произведений: «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария (славянский перевод вступительных статей и указателя этого издания содержится в рукописи ГИМ; перевод самого сочинения включён в состав полемического сборника «Щит веры»); «Против ересей» Фессалоникийского архиепископа Симеона и другие литургико-экзегетические сочинения, а также «Изъяснение церковного последования» святителя Марка Эфесского (издание в 1685 г. было прислано Московскому патриарху Иоакиму, переведено на славянский язык Евфимием Чудовским);  «Против схизмы» Максима Пелопоннесского (прислано в Москву вместе с «Томосом примирения» после 1694 г., переведено на славянский язык); «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» Мелетия Сирига (вместе с актами Иерусалимского собора 1672 г.; сочинению Сирига предпослано его небольшое житие, написанное Досифеем II Нотарой; прислано в Москву в 1691 г., славянский перевод); «Томос примирения», который представляет собой сборник трактатов против Filioque и латинской пневматологии; «Томос примирения» был прислан в Москву после 1694 г. вместе с сочинением Максима Пелопоннесского, частично переведён на славянский язык Евфимием Чудовским (вступительные статьи и сочинение Иоанна Евгеника «Возражение против Флорентийского Собора»). Эти пять изданий были в разное время присланы Досифеем II Нотарой в Россию наряду с другими греческими печатными книгами с просьбой перевести на славянский язык и издать типографским способом. Среди изданных значится антилатинский сборник документов и трактатов, преимущественно относящихся к паламитским спорам XIV в. и к вопросу об исхождении Святого Духа «Томос любви» (многие тексты были опубликованы впервые). Издавая сборник, Досифей II Нотара имел целью, прежде всего, защитить учение святителя Григория Паламы (1296–1359 гг.), которое начиная с XIV в. стало одной из главных тем полемики латинян против православия. В начале сборника патриарх напечатал поданное в сентябре 1346 г. византийской императрице Анне Палеологине-Кантакузине прошение шести митрополитов и архиепископа с требованием суда над Константинопольским патриархом Иоанном XIV Калекой (1334–1347 гг.) и указ императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1354 гг.), утвердивший низложение Иоанна XIV, а также осуждение его и Григория Акиндина (1300–1348 гг.). Затем следует написанное Досифеем II Нотарой большое вступление к сборнику с отдельной пагинацией. В нём Иерусалимский патриарх даёт обзор истории исихастских споров, сопровождая его публикацией важнейших документов и соборных постановлений: Святогорский томос, томосы Константинопольских соборов 1341 и 1351 гг., томос Собора 1368 г. против Кидониса Прохора (около 1330 – около 1369 гг.). В сборник вошли сочинения святителя Филофея Коккина –12 слов против Никифора Григоры, три слова к Иоанну VI Кантакузину («О некой выдержке из Василия Великого» и два слова «О том, каким образом был созерцаем свет апостолами на горе Фавор»); Константинопольского патриарха Геннадия II Схолария (1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.) «Против акиндинистов об изречении Феодора Грапта и об исхождении Святого Духа», «Изложение православного учения об ипостаси Святого Духа», «Об изречениях западных святых», «О невозможности исхождения Святого Духа», «Против прибавки к Символу веры, сделанной латинянам», «Против симонии», «Против субботнего поста латинян» (на самом деле Геннадию Схоларию не принадлежит), Плифона Георгия Гемиста (около 1360 – 1452 гг.) «Против книги, (написанной) в защиту латинского учения», «Изложение веры гуситского посла иерея Константина Платра, прибывшего в Константинополь в 1452, и предоставленное Константину изложение православной веры»; Феодора Агаллиана (ум. после 1440 г.) «Опровержение книги Иоанна Аргиропула в защиту учения латинян», «Опровержение православных посланного папой Григорием IX (1227–1241 гг.) Константинопольскому патриарху Герману II (1222–1240 гг.) изложения латинской веры», которое представляет собой выдержки из трёх сочинений монаха Варлаама Калабрийского (1290–1348 гг.); анонимный трактат против латинян об исхождении Святого Духа на самом деле принадлежит Варлааму Калабрийскому.

 



 
PR-CY.ru