ДОСИФЕЙ II Нотара - Страница 4

Понимая, что для успешной полемики с католиками и протестантами православным необходимо повышение уровня образования, Досифей II Нотара на протяжении своего предстоятельства прилагал усилия для распространения православного просвещения, всячески способствовал созданию и реформированию школ и академий, основывал и поддерживая типографии. После уничтожения стараниями иезуитов типографии патриарха Кирилла I Лукариса в Константинополе (1628 г.) грекам приходилось печатать книги либо на Западе (Венеция, Женева и др.), либо в украинских землях. В 1680 г., опираясь на поддержку господаря Молдавии Иоанна Дуки, Досифей II Нотара основал в Яссах (в монастыре Четэцуя) греческую типографию, в которой были изданы антилатинские полемические сочинения византийских и поствизантийских богословов: «О главенстве папы» Иерусалимского патриарха Нектария (предшественника Досифея II Нотары), сочинения Фессалоникийского архиепископа Симеона и «Изъяснение церковного последования» Эфесского митрополита Марка Евгеника. Однако вскоре (во время войны австро-польско-венецианского альянса с Османской империей) типография погибла. Только в 1690 г. уже в Бухаресте при поддержке валашского господаря Константина Брынковяну Досифей II Нотара издал трактат Максима Пелопонесского «Против схизмы» и направленный против кальвинистов сборник, состоящий из сочинения Мелетия Сириги (ум. в 1662 г.) «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» и актов Иерусалимского Собора 1672 г. В 1690 гг. Досифей II Нотара возобновил издание книг в Яссах. За годы после отъезда из Иерусалима он возвращался туда лишь два раза, пребывал там с сентября 1678 г. по весну 1679 г. и с весны по август 1685 г. Во время последнего посещения Иерусалима патриарх смог погасить долг иерусалимских грузинских монастырей и таким образом воспрепятствовать их переходу к к католикам и армянам-григорианам. Кроме того, Досифей II Нотара инициировал реставрацию лавры Саввы Освященного в Иерусалиме. Тот факт, что свой кафедральный город он посетил в последний раз за 22 года до кончины, был обусловлен изменившейся политической ситуацией в Палестине. Османская империя, теснимая с 1683 г. военными действиями альянса австрийцев и венецианцев, пошла на уступку своей союзнице Франции, требовавшей передачи всех палестинских святынь католикам. Несмотря на то, что стараниями Досифея II Нотары православным удалось удержать часть святых мест, в апреле 1689 г. фирманом султана Сулеймана III и великого везира Фазыла Мустафы Кёпрюлю францисканцам были переданы два свода и апсида храма Гроба Господня, половина Голгофы. Францисканцы получили также право первоочередного служения литургии на Гробе Господнем и совершения литургии в пещерном храме Рождества Христова в Вифлееме. 10 ноября 1690 г. Досифей II Нотара из Константинополя написал письмо Газскому архиепископу Христодулу и окружное послание Святогробскому братству, иерархам, клиру и мирянам Иерусалимской церкви, в которых давал указания относительно утверждения православия на Святой земле в связи с изменившейся ситуацией. Влияние французов в Палестине патриарх пытался ограничить с помощью политического могущества России. В ноябре 1690 г. он послал грамоту о состоянии святых мест русским царям Иоанну V (1682–1696 гг.) и Петру I (1689–1725 гг.), а осенью 1692 г. отправил в Москву своего племянника (сына одной из сестёр) архимандрита Хрисанфа Нотару (впоследствии Иерусалимский патриарх; 1707–1731 гг.) с целью подтолкнуть русское правительство к вмешательству в политическую ситуацию на Святой земле.

 



 
PR-CY.ru