ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 8

Сохранился большой отрывок из послания к Домицию и Дидиму с известиями о положении Дионисия Великого и его спутников во время гонения Деция. Из перечисленных Евсевием 14 посланий, написанных по поводу раскола Новациана и по вопросу о падших, сохранились послание к Новациану, несколько фрагментов из послания к Антиохийскому епископу Фавию, фрагмент послания к Гермопольскому епископу Конону «О покаянии» и несколько слов из послания к Римскому епископу Корнелию (251–253 гг.). Остальные послания известны по заглавиям с общими указаниями на их содержание: к египетским братьям «О покаянии», увещательное послание к александрийской пастве, к лаодикийским братьям «О покаянии», к братьям в Армении о том же предмете, к римским братьям «диаконское» послание, отправленное через Ипполита, послание к римским братьям «О мире» и три письма к римским исповедникам. Послания по поводу крещения еретиков: сирийский фрагмент послания к Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской церкви, с правилом о том, что перекрещивать следует только тех еретиков, которые не исповедуют Отца и Сына и Святого Духа; фрагменты послания к Римскому епископу Стефану I (254–257 гг.); к Сиксту II (257–258 гг.); к пресвитеру Сикста Филимону; к Дионисию (259–269 гг.), впоследствии преемнику Сикста II; второе письмо к папе Сиксту II; к Сиксту II и Римской церкви от имени александрийской паствы; несохранившиеся послания к римским пресвитерам Дионисию и Филимону, о Лукиане к Дионисию Римскому. В нескольких сирийских отрывках с надписанием: «Дионисия, епископа Александрийского, из послания к Сиксту, папе Римскому (начинающегося словами: «Я получил послание ваше»)», содержится свидетельство подлинности творений, приписываемых Дионисию Ареопагиту, что ставит под сомнение подлинность самих сирийских фрагментов. Фрагменты послания против Германа, написанного «в защиту от нареканий на доброе имя Александрийского епископа по поводу его удаления из Александрии во время гонений Деция и Валериана», содержат сведения о положении Дионисия Великого во время гонений. По мнению исследователей, послание было написано до окончания гонения Валериана. В это же время, по свидетельству Евсевия Кесарийского, Дионисий Великий писал послания к александрийским пресвитерам и другим лицам. Исследователи полагают, что послание к александрийским пресвитерам тождественно с посланием к Александрийской церкви «Об изгнании», о котором говорит Иероним Стридонский. Среди упоминаемых в «Церковной истории» Евсевия посланий выделяются семь пасхальных посланий: к Домицию и Дидиму с 8-летним пасхальным циклом; к Флавию; к Ермаммону; к александрийцам во время гражданской войны; к египетскому епископу Иераксу; к александрийским братьям во время моровой язвы; к египетским братьям. У Евсевия Кесарийского сохранились только фрагменты посланий к Ермаммону, к Иераксу и к александрийским братьям. Помимо того, в творениях Иоанна Дамаскина сохранился отрывок пасхального послания. К назидательным посланиям, сохранившимся в незначительных фрагментах, относятся послание «Об упражнении» (единственный фрагмент сохранился у Леонтия и Иоанна); два послания «О браке» и послание к Афродисию; шесть фрагментов неизвестных сочинений Дионисия Великого, сохранившихся в «Sacra parallela» Иоанна Дамаскина под именем Дионисия Великого. Не сохранились послания «О субботе» и «Об искушениях к Евфранору». Ряд посланий связан с именем Оригена: «О мученичестве» к Оригену; фрагмент, сохранившийся у Анастасия Синаита; похвальное послание об Оригене к Феотекну, епископу Кесарийскому (известно только по упоминанию Стефана Гобара).

 



 
PR-CY.ru