ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 13

Каноническое послание к епископу Василиду (260 г.) содержит ответы на четыре вопроса, поставленные Дионисию Великому епископом Пентапольским (в Ливии) Василидом. Послание соответственно было разделено на четыре правила. В Книге правил и Пидалионе содержится полный текст правил, к которым присоединено заключение послания. Правила Дионисия Великого входят в Кормчую (гл. 26), но в другом порядке: вначале выделен вопрос, когда следует оканчивать Великий пост, затем под названием «Того же от сущих без общения» следуют четыре правила – первое является извлечением из послания Дионисия Великого Конону, второе–четвёртое представляют собой вторую половину послания к Василиду, без заключения (это в точности соответствует правилам Дионисия Великого в Синопсисе). Первое правило Дионисия Великого подробно рассматривает вопрос, когда нужно заканчивать пост по Великой субботе: определить точное время, час – «и неудобно, и не безопасно». В Евангелиях не говорится точно о часе Воскресения («...Евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена, и рекли, что все они обрели Господа уже воскресшим»). Господь воскрес в ночь по прошествии субботы. Тех, кто спешат закончить пост ещё до полуночи, Дионисий Великий считает малодушными и невоздержными и одобряет тех, кто не торопятся быстро закончить пост, но продолжают его до «четвёртой стражи», т.е. до 3 ч. (четвёртая стража длилась с 3 до 6 утра по римскому времясчислению); однако не осуждает он и тех, «которые, по особому своему побуждению, или по своей возможности, между тем и другим временем успокаиваются от поста», т.к. люди по-разному постятся и разное количество дней проводят в пощении. Это правило в сокращённом виде было повторено 89-м правилом Трулльского собора: «Верным, дни спасительного страдания в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средние часы нощи по великой субботе», т.е. в полночь. Правила второе–четвёртое разбирают различные состояния верующего, чтобы показать, в каком он может приступать к молитве и к Евхаристии, а какое требует воздержания и очищения («Ибо предстоящим олтарю, в то время, когда приступают к святыне, подобает быти воздержными во всем, да возмогут получити от Бога в простоте просимое»). Втрое правило предписывает женщинам, находящимся в очищении, не входить в таком состоянии в храм и тем более причащаться. Однако молиться, просить помощи у Господа не возбраняется в любом состоянии. Приступать же к тому, что «есть святая святых», запрещается «не совсем чистому душею и телом». Третье правило рекомендует вступившим в брак «воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве...» В обоснование этого правила Дионисий Великий ссылается на апостола Павла (1 Кор. 7:5). На эти же слова апостола ссылаются пятое и тринадцатое правила Александрийского епископа Тимофея (380–384 гг.), уточняющие настоящее правило Дионисия Великого. Антиохийский епископ Феодор IV Вальсамон (1185 – около 120 3 гг.), разъясняя третье правило, пишет, что «не о всякой молитве слово, а об особеннейшей, то есть о молитве св. постов». Четвёртое правило разъясняет, может ли тот, у которого случилось непроизвольное ночное истечение семени, причащаться Святых Таин. Таковые «да последуют своей совести, и да испытуют самих себя, находятся ли от сего в сомнении или нет». Иначе говоря, судьёй тому, с кем это случилось, комментирует канонист Иоанн Зонара (конец XI в. – между 1162 и 11266 гг.), являются совесть и собственное размышление. Если истечению не предшествовало страстное возбуждение, если природа выделила излишек, если это произошло не вследствие пьянства и объедения, «то потерпевшему сие не должно быть воспрещено приступить к святому жертвеннику», если же истечению предшествовал страстный помысел, вызвавший ночное видение, или же это случилось от невоздержности в пище и питье, «такой нечист, – не по причине извержения семени (семя не есть не чисто, как и плоть, которой оно есть излишек), но по причине дурного пожелания» – такой не имеет чистой совести по причине похотения (таков же комментарий к этому правилу и Феодора IV Вальсамона). Об этом пространно писал и Афанасий Великий к монаху Аммуну.



 
PR-CY.ru