ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ - Страница 2

По данным «Восточной хроники» и Коптского синаксаря, он был также викарием Иракла, однако ни Евсевий Кесарийский, ни Иероним Стридонский не упоминают о его викариатстве. По мнению исследователей, помощь, которую Дионисий Великий оказывал Ираклу, заключалась, главным образом, в управлении Александрийским училищем. После смерти Иракла Дионисий Великий был поставлен на епископскую кафедру Александрии. Всё его правление падает на один из самых бурных моментов в жизни церкви. Первое время епископского служения Дионисия Великого, приходившееся на период царствования императора Филиппа Араба (244–249 гг.), было относительно спокойным. В начале 249 г. в Александрии возникло волнение в народе против христиан, которое продолжалось около полугода. О причинах гонения и его жертвах Дионисий Великий сообщает в послании к Антиохийскому епископу Фавию (251–253 гг.). Возмутил александрийскую чернь против христиан некий языческий предсказатель и поэт. Первыми жертвами язычников были старец Метра, отказавшийся произносить богохульные слова, и благочестивая женщина Квинта, не захотевшая поклониться идолам. Кровь первых мучеников возбудила разъярённых язычников к ещё большим убийствам христиан и грабежу их домов. Христиане мужественно жертвовали имуществом и жизнью. Дионисий Великий писал: «Я не знаю, отрёкся ли до сих пор от Господа хоть кто-нибудь, исключая только разве одного, который попал в руки язычников». Окончание гонения было связано с возникновением распрей в среде самих язычников. На время епископского служения Дионисия Великого пришлось одно из самых жестоких гонений в истории христианской церкви – гонение императора Деция (249–251 гг.). В ряде посланий Дионисий Великий описывает это гонение, рассказывает о мучениках, отказавшихся подчиниться эдикту императора, сообщает также и о случаях отречения от Христа: «...Многие из людей знатнейших от страха сами спешили исполнить повеление императора, других, занимавших общественные должности, вынуждали сделать это сами их занятия, иных приводили близкие к ним лица». Сразу после того как в Александрии был получен указ о начале гонения на христиан, правитель Александрии Сабин послал фрументария (отвечал в армии за снабжение продовольствием, в то же время исполнял полицейские функции), чтобы задержать Дионисия Великого. В ожидании святитель в течение четырёх дней оставался в своём доме, будучи готов к мученичеству. Фрументарий разыскивал его повсюду, думая, что он скрывается, и не зная, что тот оставался дома. Через четыре дня Дионисий Великий вместе с домочадцами вышел из дома по внушению Бога, Который повелел ему переменить местопребывание. Когда они вышли из города, то были схвачены воинами и городовыми полицейскими стражами. Дионисий Великий был осуждён на изгнание и препровождён в Тапосирис Мареотийский. Он ожидал смертной казни через усечение мечом и горел желанием принять мученичество, но Бог сохранил ему жизнь и чудесным образом освободил (из рук воинов его вырвали мареотийские жители). После этого Дионисий Великий вместе со спутниками Петром и Гаием (возможно, александрийскими пресвитерами) скрывался в уединённом местечке в Ливии, в трёх днях пути от Паретония, приморского города в Мармарикском округа. По мнению исследователей, здесь он оставался до окончания гонения. Подобно Карфагенскому епископу Киприану (около 200 –258 гг.), Дионисий Великий и в пустыне не забывал о своей пастве и поддерживал связь с оставшимися в Александрии пресвитерами и диаконами. После окончания гонения в 251 г. он смог вернуться в Александрию. Первые годы правления императора Валериана (253–260 гг.) были для христиан временем относительного спокойствия.

 



 
PR-CY.ru