ДАМАС I, ДАМАСИЙ I - Страница 2

Дамасий I создал первую библиотеку католической церкви, занимался археологией. В десяти посланиях к епископам Востока он изложил христианскую доктрину, которая затем была принята Константинопольским собором 381 г. в виде Никео-Цареградского Символа веры. На синоде 382 г. папа отверг третий канон Константинопольского собора о почётном первенстве Константинополя в христианском мире и предложил свою иерархию первенства апостольских столиц: Рим, Александрия, Антиохия и лишь затем Константинополь, первым ввёл термин «Апостольская столица» применительно к Риму. В отношении Восточной церкви, бедствия которой Рим ближайшим образом не касались, Дамасий I вёл себя подчёркнуто свысока, отстаивая православие и введённую им иерархию первенства. Он был слишком горд своим высоким престолом, чтобы выслушивать простую и нельстивую речь людей, стоящих ниже его, и потому совсем не понимал положения церковных дел на Востоке, принимая в своё общение всякого, кто подписывает Никейский Символ и тем самым только увеличивает восточную путаницу. Папа был заинтересован в том, чтоб с апелляциями обращались в Рим, а не в Константинополь. В частности, он вступил в союз с Анитохийским епископом Павлином. Епископ Неокесарии Каппадокийской Василий Великий (около 330 – 379 гг.) направил в Рим послание с требованием, чтобы павликиане отказались от общения с маркеллианами, которое было рассмотрено на Римском соборе 377 г. Ответ Собора был настолько благоприятен, что Антиохийский собор 379 г. подписал эти римские послания, в результате чего общение с Западом стало фактом. Не принял он и претендента на Александрийскую кафедру Максима, заподозрив того в ложном епископстве и даже в христианстве («Да христианин ли он?»), называя его «comatus» («носящий волосы» – ранее миряне растили волосы, а духовенство их стригло). Дамасий I отзывался о нём в самых чёрных красках, но на Римском соборе взгляд на Максима совсем изменился: в его хиротонии усмотрели лишь тот недостаток, что она была совершена не в церкви. Эту неправильность в Риме извинили тяжёлыми временами (гонение на ариан), признали Максима законным Константинопольским епископом и отправили ходатайство к императору Феодосию I Великому об утверждении его в этом сане. Однако на Втором Вселенском соборе вопрос о поставлении Максима на Константинопольскую кафедру отошёл на второй план, поскольку обострился вопрос об антиохийской кафедре. Благодаря влиянию Дамасия I император Феодосий I в 380 г. объявил христианство государственной религией империи, а несколько позже издал эдикт, запрещавший языческие культы. Дамасий I собственным примером указал на необходимость начать возводить новые христианские кладбища – не в катакомбах прежних мучеников, которые почитались как святые места, а на поверхности земли. Он оставил послание в катакомбах св. Каллиста: «Здесь… я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить прах святых». Пишут также, что он был уличён в прелюбодеянии. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru