ДАВИД СКОПЕЛИТ, Бернардис, Бинардис

ДАВИД СКОПЕЛИТ, Бернардис, Бинардис – иеромонах, греческий мелург, писец (первая – третья четверть XVIII в.). На конец XVII – XVIII вв. приходится расцвет греческого церковно-певческого искусства на острове Скопелос, где в то время находилась епископская кафедра. В греческих певческих источниках упоминаются жившие здесь выдающиеся мелурги, учителя пения, певчие, ктиторы и писцы певческих рукописей. К их числу относится и Давид Скопелит, в сборниках которого сохранилась большая часть произведений его соотечественников – мелургов священника Павла Скопелита и Евангелина Ваиноглу Скопелита. Акме Давида Скопелита приходится на середину XVIII в., самое позднее свидетельство о нём относится к 1769 г. Сведения о Давиде Скопелите исследователи черпают из четырёх его певческих автографов, являющихся образцами письма и орнаментации. В 1742 г. он создал «Стихирарь Германа», митрополита Новых Патр. Другой «Стихирарь Германа» письма Давида Скопелита, озаглавленный как «Калофонический», исследователи относят к 1769 г. Перу Давида Скопелита принадлежат также «Анфология Пападики» 1747 г. (здесь же список мелургов, чьи произведения собраны в этой рукописи) и «Анастасиматарий Хрисафа Нового – Анфология Пападики» (вечерня, утреня и литургия, первая половина XVIII в.). Из последнего кодекса исследователям стал известен сан и происхождение Давида Скопелита: помещён «метод» (учебное песнопение) Давида Скопелита первого плагального гласа со следующим текстом: «Рука Давида иеромонаха с острова Скопелос», что, согласно замечанию профессора Г. Статиса, вероятно, может считаться скрытой подписью автора рукописи. Однако более значительной рукописью исследователи считают однотомную «Анфологию Пападики», где Давид Скопелит подписался как Давид Бинардис Скопелит. В этой же рукописи помещён портрет Давида Скопелита, на котором он изображён одетым в монашескую одежду, сидящим на украшенном седалище и пишущим невмы в открытой книге. Справа вверху выписан 15-сложник: «Помяните же меня, переписчика песнопений, Давида, усердно трудившегося, и историографа». В левой части того же листа помещён стихотворный 15-сложник Давида Скопелита из 22 строк. Профессор Г. Статис охарактеризовал почерк Давида Скопелита как «старательный и с тонким вкусом, одинаковой толщины, с нерегулярным наклоном вправо и влево. Двойных строк 12 и 11... Чернила яркие чёрные и яркие красные – на ипостасях, мартириях, надписаниях и изящных инициалах. В некоторых местах украшения над названиями».

 
PR-CY.ru