ДАВИД РЕДЕСТСКИЙ - Страница 2

«Анфология Пападики» была завершена Давидом Редестким в 1431 г. Эта рукопись описана профессором Гургурисом Статисом, который охарактеризовал её как одну из первых попыток собрать все калофонические произведения в одной книге. Здесь содержатся калофонические стихи великой вечерни и полиелея разных мелургов (с «прологами» и кратимами), песненные антифоны из пещного действа, «Честнейшую» – святогорское осмогласное, поющееся на трапезах, умилительны, крестобогородичны и богородичны по гласам, избранные стихиры и анаграмматизмы годового круга. Ненотированный «Евангелистарий» Давида Редесткого, согласно ктиторской записи в начале рукописи, был собственностью Константинопольского патриарха Иоасафа. В книге есть два колофона: «Написано рукой Каллиста в лето 1432, индикта 10-го в месяце апреле» и «Написана сия книга рукой Давида малейшего в монахах Редестского при помощи и на расходы честнейшего и преподобнейшего в иеромонахах и духовного господина Каллиста в лето 1432, в месяце марте 20-го, индиктиона 11-го». Упомянутый здесь иеромонах Каллист написал часть данного кодекса, завершил же работу Давида Редесткого. На следующий год Давид Редесткий выполнил «Анфологию Пападики», закончив её пространным колофоном: «Написана сия книга рукой моей, наименьшего в монахах Давида Редестского и доместика царского великого монастыря Вседержителя Христа, при помощи и на расходы честнейшего в иеромонахах кир Матфея. Те же, кому случится [прочитать эту рукопись], помолитесь ко Господу, чтобы милостив был мне в день суда. Завершено месяца июля 24-го, в лето 1433, индиктиона 11-го». Cамая поздняя известная исследователям рукопись Давида Редесткого – «Анфология Пападики» с заключительным кратким колофоном: «Написана сия книга рукою моею, малейшего монаха Давида Редестского, в лето 1436, индиктиона 14-го». Митрополит Софроний составил алфавитный список мелургов, чьи творения вошли в эту рукопись, и описал её состав (аналогичный составу автографа Давида Редесткого 1433 г.): пропедевтика к певческому искусству (краткое теоретическое введение, см. в ст. Пападики), прокимны, дохи, кекрагарии (см. «Господи, воззвах»), аниксандарии, стихи полиелея, мегалинарии, непорочны, Трисвятое, изобразительные антифоны, многолетия (императору Иоанну, Августе Марии и патриарху Иосифу), херувимские, причастны (воскресные, седмичные и всего года), калофонические стихи, «прологи» по гласам, кратимы, богородичны (на все гласы), стихиры Минеи, Триоди и Пентикостария и другие песнопения.

 



 
PR-CY.ru