ДАВИД ДИНАНТСКИЙ

ДАВИД ДИНАНТСКИЙ (вторая половина XII в. – после 1215 г.) – средневековый философ. Сведения о жизни Давида Динантского отсутствуют. Исследователи полагают, что он был посвящён во пресвитера и при папе Иннокентии III (1198–1216 гг.) служил капелланом при Римской курии. В начале XIII в. он, как полагают исследователи, преподавал на факультете искусств Парижского университета. В 1210 г. Парижский поместный Собор осудил учение Давида Динантского (тогда же была осуждена ересь Амальрика Бенского и запрещено чтение естественнонаучных трудов Аристотеля) и приговорил к сожжению сочинения «Quaternuli» (лат. – «Тетради»), в 1215 г. решение Собора было подтверждено папским легатом Робером де Курсоном. По некоторым сведениям, после осуждения Давид Динантский покинул Францию. Помимо сочинения «Quaternuli», известного исследователям во фрагментах, Давиду Динантскому приписывается трактат «De tomis» («О делениях»). Исследователи предполагают, что это – другое название «Quaternuli», поскольку цитаты из «De tomis», приводимые Альбертом Великим, почти дословно совпадают с некоторыми местами из «Quaternuli». Учение Давида Динантского носит пантеистический характер, являясь результатом отчасти интерпретации естественнонаучных сочинений (libri naturales) Аристотеля, а отчасти влияния латинского платонизма Иоанна Скота Эриугены, представителей шартрской школы и др. На Давида Динантского могли оказать влияние ноэтика Александра Афродисийского и его учение о материи и форме, однако исследователи считают невозможным установить, знал ли философ эти доктрины по текстам самого Александра, или же он ознакомился с ними по неким компиляциям греческого, арабского или латинского происхождения. Рассматривая в «Тетрадях» различные естественнонаучные вопросы, поставленные Аристотелем, Давид Динантский указывал, что одна из важнейших проблем связана с тем, «отделимо ли нечто, относящееся к душе, от тела» («utrum aliquid de anima separabile sit a corpore»). При этом, говоря о теле человека как таковом, Давид Динантский исходил из учения Аристотеля о первоматерии. Первоматерия (hyle) едина во всех телах; сама по себе она проста, неизменна и нетленна. Что же касается различия и множественности тел, то они обусловлены формами. Однако в отличие от Аристотеля Давид Динантский понимал формы исключительно как акциденции, или привходящие свойства (accidentia sive proprietates), относя к таковым, прежде всего, количество (quantitas), сообщающее телу измерения, и движение (motus), которое наряду с количеством конституирует единичные, чувственно воспринимаемые вещи. Душа человека познаёт только их, а потому (т.к. подобное познаётся подобным) выделяет три основные способности, обнаруживающиеся в душе: знание (scientia), разум (intellectus) и воля (voluntas). Они являются passibiles, т.е. пассивными, претерпевающими изменения и связанными с чувственным восприятием.

 



 
PR-CY.ru