ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ

ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ, Фригийский (ум. в 1166/1167 г.) – византийский дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой (о выражении из Ин. 14:28: «Отец Мой болий Меня») в Византии. Происходил из местности Лампи во Фригии. О роли Димитрия Лампского в спорах исследователям известной из сообщений византийского историка Иоанна Киннама и католического богослова и дипломата Гуго Этериана. В сохранившихся официальных документах Константинопольских Соборов он не упоминается. Димитрий Лампский бывал в Западной Европе в разгар богословских споров середины XII в., происходивших преимущественно в Германии. Герхох Райхерсбергский, выступивший против несторианских тенденций в современном ему латинском богословии, отстаивал взгляды, имевшие монофизитский оттенок, в чём его неоднократно упрекали. Герхох Райхерсбергский усваивал человеческой природе Христа божественные превосходства, утверждая, что Его человеческая природа после Вознесения имеет ту же славу, ту же премудрость, то же могущество, которые принадлежат Его божественной природе. При этом Герхох Райхерсбергский понимал Ин. 14:28 вполне традиционно. Исследователи полагают, что Димитрий Лампский встречался с некоторыми из участников споров на Западе. Ему, как полагают исследователи, показалась обоснованной критика Герхохом Райхерсбергским католического богословия того времени. После возвращения в Константинополь Димитрий Лампский стал обвинять латинян в том, что они считают Христа одновременно и равным Отцу, и меньшим Отца. Димитрий Лампский полагал, что Ин. 14:28 не может относиться к человеческой природе Христа, но исследователям неясно, как он это обосновывал и как точно истолковывал, поскольку в источниках его мнение с упоминанием его имени не излагается. При встрече с византийским императором Мануилом I Комнином Димитрий Лампский стал обвинять латинян в ереси, но это не убедило императора. Тогда Димитрий Лампский изложил свои взгляды письменно и представил их императору Мануилу I Комнину, который порекомендовал ему закопать этот текст в землю. Димитрий Лампский, напротив, не скрывал своих взглядов, которые неожиданно получили поддержку некоторых архиереев, а также в среде константинопольского клира. Споры вызвали всплеск антилатинских настроений в столице (конец 1165 – начало 1166 гг., согласно письму Гуго Этериана). Для их разрешения император созвал Собор в Константинополе, который проходил 2 и 6 марта 1166 г. Незадолго до Собора император Мануил I Комнин обратился к Гуго Этериану с просьбой сначала устно, а затем и письменно изложить латинское понимание спорного выражения. Гуго Этериан написал небольшой трактат «О меньшинстве и равенстве Сына человеческого по отношению к Богу Отцу», адресованный императору Мануилу I Комнину. Вскоре после Собора Гуго Этериан написал письмо своему другу Петру Венскому, одному из участников споров на Западе и противнику Герхоха Райхерсбергского, а также ещё один текст, известный исследователям как «secundus libellus», в которых описал ход и результаты Собора. Благодаря последнему тексту результаты Собора 1166 г. стали известны Герхоху Райхерсбергскому и его кругу богословов, в котором Димитрий Лампский считался «защитником кафолической веры», однако исследователи не могут ставить знак равенства между взглядами Димитрия Лампского и Герхоха Райхерсбергского. В актах Собора 1166 г. об осуждении Димитрия Лампского ничего не говорится. Из письма Гуго Этериана Петру Венскому исследователям известно, что после Собора Димитрий Лампский вернулся во Фригию и вскоре умер. Инициированные им споры неоднократно возобновлялись до начала XIII в., разбирались на Константинопольском Соборе 1170 г. См. также ст. Константинопольские Соборы.

 
PR-CY.ru