ДВУПСАЛМИЕ - Страница 2

Согласно же Типикону монастыря Христа Пантократора, двупсалмие должно сохраняться на своём месте, но без Пс. 20, а после двупсалмия должен быть прибавлен чин, состоящий из Трисвятого, Пс. 6, заупокойного тропаря. В Часословах двупсалмие впервые появляется уже в XI в., а регулярно начинает выписываться с XIII в. К XIV в. двупсалмие стало неотъемлемой частью утрени, а в конце вседневной и субботней полунощницы сформировалось ещё одно двупсалмное последование, состоящее из «Приидите, поклонимся» и Пс. 120 и 133, Трисвятого (включая «Отче наш»), заупокойных тропарей, 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы «Помян, Господи»; в общепринятых в православном мире редакциях Часослова двупсалмия полунощницы и утрени доныне следуют подряд, что напоминает сказанное в Типиконе монастыря Христа Пантократора. Окончательный этап развития двупсалмия отмечен закреплением к XIV в. песнопения «Предстательство страшное и непостыдное» в качестве богородична тропарей двупсалмия, заменой к XVI в. заключающего двупсалмие многократного «Господи, помилуй» сокращённой сугубой ектенией (в Часословах XV в., например, Российской государственной библиотеки, начала XV в., на месте ектении ещё стоит 12-кратное «Господи, помилуй»), сокращением Трисвятого в начале двупсалмия. Согласно принятым ныне в РПЦ богослужебным книгам, двупсалмием должно открывать утреню во все те дни, когда не совершается всенощное бдение (включая праздники; не отменяется по праздникам и двупсалмие полунощницы, но в таких случаях вместо заупокойных тропарей и молитвы на полунощнице читается кондак праздника), за исключением периода от первого дня Пасхи до её отдания, когда утреня сразу начинается с возглашения «Слава святый» и пения тропаря Пасхи. Двупсалмие начинается со священнического возгласа «Благословен Бог наш» и «Приидите, поклонимся», но при совершении службы с Аллилуия перед «Приидите, поклонимся» должно читаться, согласно первоначальной византийской традиции, Трисвятое (как правило, если полунощница не служится, двупсалмие в любом случае начинается с обычного начала). В современной русской приходской практике утреня часто совершается сразу после вечерни; в этом случае двупсалмие по аналогии с чином всенощного бдения (когда двупсалмия быть не должно) обычно отменяется. В современной греческой практике в полной мере двупсалмие сохраняется лишь в афонской традиции, тогда как в приходской практике двупсалмие уже не сопровождается каждением и сокращено до Трисвятого, тропарей и ектении (Г. Ригас указывает, что во время вседневной и великопостной утрени двупсалмие читается полностью, но, согласно принятому в греческой соборной и приходской практике Типикону Г. Виолакиса, двупсалмие сокращается и в эти дни). В современных греческих, славянских, грузинских изданиях Часослова среди прошений ектении двупсалмия есть поминовение главы поместной церкви и епархиального архиерея; в старопечатных русских изданиях, однако, подчёркивалось, что на ектении двупсалмия поминается царь, но не поминаются архиерей и игумен монастыря, что исследователи объясняют сугубо царским характером двупсалмия, иногда именуемого «царским последованием» (из русских изданий Часослова, сделанных в советское время, вовсе исключены упоминания об императоре в тропарях и ектении двупсалмия).



 
PR-CY.ru