ДВУПСАЛМИЕ

ДВУПСАЛМИЕ – начальная часть чина утрени в послеиконоборческой византийской богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и двух «царских» псалмов – девятнадцатого и двадцатого, Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращённой сугубой ектении; во время двупсалмия священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что двупсалмие впервые появилось в так называемых императорских монастырях, ктиторами которых были византийские василевсы. Однако наиболее ранние свидетельства о двупсалмии сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы и Богородицы Евергетиды последней четверти XI в. – эти монастыри не были императорскими, хотя и получили определённые привилегии от византийских государей. Согласно Типикону монастыря Богородицы Елеусы, двупсалмие начиналось с Трисвятого, за которым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс. 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном, 24-кратное «Господи, помилуй». Исследователи полагают, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохранилось в славянском переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс. 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй». В Типиконе монастыря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс. 19 здесь указан и Пс. 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (Исследователи полагают, что установление этого священнодействия во время двупсалмия было связано с влиянием песненного последования, т.е. кафедрального обряда Константинополя, согласно которому в конце совершавшейся в нартексе первой части утрени (её исследователи сопоставляют с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к двупсалмию) иерей кадил весь храм); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет двупсалмие и в других Типиконах, основанных на Евергетидском, например, в Типиконе монастыря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) середины XII в. (по не ясной для иследователей причине Пс. 19 упоминается здесь после тропарей) и в Типиконе монастыря Хиландар, составленном Саввой Сербским во второй половине XII в. В Типиконах константинопольских императорских монастырей Богородицы Благодатной (основан супругой императора Алексея Комнина Ириной) и Христа Пантократора (основан императором Иоанном II Комнином) первой половины XII в. двупсалмие – в такой же форме, как в Евергетидском Типиконе (в Пантократорском Типиконе отмечено 25-кратное число «Господи, помилуй» в конце двупсалмия), – устанавливается только на время жизни царствовавших тогда императоров; после их смерти предписывается петь иное, заупокойное последование: согласно Типикону монастыря Богородицы Благодатной, оно должно полностью вытеснять двупсалмие, а чин его в целом тот же, но Пс. 19 и 20 заменены Пс. 22 и 64, а тропари – заупокойными.

 



 
PR-CY.ru