ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

По нижнему полю средника идёт надпись. Описания иконы XIX–ХХ вв. указывают на её древнее происхождение. Так, в 1913 г. сообщалось, что в соборе, «на южной стене Дефтерувския Божия Матери, иконописной работы, небольшого формата... Колорит свеж и почти нисколько не потемнел. Судя по очерку полууставных литер подписи и кольцеобразной чеканной работе, надобно полагать, что икона Дефтерувския Божия Матери написана и украшена ризой или в конце XV, или в начале XVI в.». Находящийся ныне в Спасо-Преображенском соборе образ по стилистическим признакам исследователи относят к началу – первой трети XIX в.: традиционные приёмы иконописания соблюдены лишь формально, живопись в целом выполнена в академическом стиле. Драгоценный убор иконы не сохранился, исследователям известно, что она была «обложена серебряными позлащенными листами с кольцеобразной на них чеканкой», серебряные венцы были дополнены эмалевыми вставками. На наличие оклада указывают следы гвоздей по контуру мафория Богоматери и небольшой фрагмент жёлтого металла, покрытый ромбовидным орнаментом, в левом нижнем углу средника. В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою»; опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Святая Троица, а внизу херувимы» (местонахождение исследователям неизвестно). В настоящее время икона находится в специально созданном для неё металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись, икона украшена плетёным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти святителя Питирима в 1993, 1998 и 2002 гг.) мощи Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божьей Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей святителя Питирима, помещена ещё одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако её датировку исследователи считают невозможной из-за обильных прописей конца XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца исследователи называют одним из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божьей Матери (таким образом, эта икона не является списком с иконы святителя Питирима). По мнению исследователей, оснований для смешения Девпетуровской иконы Божьей Матери с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту», нет как с точки зрения иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божьей Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с точки зрения истории почитания икон.



 
PR-CY.ru