ДУБЕНСКАЯ КРАСНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

По заключению комиссии икона была передана на хранение «в порядке полной охраны» заведующему педагогическим техникумом, временно исполняющему обязанности заведующего Золотоношским музеем А.И. Денисенко. Далее следы чудотворного образа теряются. По одной из версий, Дубенская Красногорская икона Божьей Матери пропала во время эвакуации музейных фондов (попала под бомбёжку), по другой – находится в частном хранении. Несмотря на развитое местное почитание иконы, в публикациях XIX в. под названием «Дубенская» содержится рассказ не о ней, а о соименной святыне, пожертвованной князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божьей Матери). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиепископом Сергием (Спасским) в конце XIX – начале XX вв. Её изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных. Об иконографии древней иконы исследователи судят по литографии. Дубенскую Красногорскую икону Божьей Матери исследователи относят к типу «Умиление», близкой к изводу Владимирской иконы Божьей Матери. Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Её шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В настоящее время исследователям известно несколько списков Дубенской Красногорской иконы Божьей Матери. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 октября 1994 г. В настоящее время в монастыре находится два списка Дубенской Красногорской иконы Божьей Матери: небольших размеров чтимый образ в окладе помещён в киоте на северной стене церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Дубенской Красногорской иконы Божьей Матери, – в алтаре того же храма. Он был привезён в монастырь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорусское происхождение и несколько отличается от древнего образа (по мнению исследователей, принадлежала переселенцам с Украины). В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачён в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повёрнут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нём красными лучами. Надпись на нижнем поле сделана тёмно-коричневой краской по зелёному фону. Ежегодно 24 августа вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Дубенской Красногорской иконой Божьей Матери и с чтением акафиста иконе Божьей Матери «Всех сорбящих Радость». Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в настоящее время список Дубенской Красногорской иконы Божьей Матери обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям монастыря с чтением Акафиста Божьей Матери. Празднование Дубенской Красногорской иконы Божьей Матери совершается после службы иконе Божьей Матери «Утоли моя печали».



 
PR-CY.ru