ДУН ЧЖУНШУ - Страница 2

Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой природы сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка её как потенциально доброй – с Мэн-цзы, а упор на социализацию как на фактор формирования добра в человеке – с Сюнь-цзы (в этом пункте Дун Чжуншу соглашался с политическими противниками – легистами (см. ст. Легисты), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян). Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю он рассматривал как циклический процесс, состоящий из трёх этапов (династий), каждому этапу соответствуют цвет, являющийся символом (чёрный, белый, красный), и те или иные добродетели (преданность (чжун), почтительность, культура (вэнь)). Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека» (тянь жэнь гань ин). По представлениям Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землёй и человеком. Наглядное воплощение этой связи – иероглиф «ван» (государь), состоящий из трёх горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо-Земля-человек) и вертикали, пересекающей их и символизирующей дао. Соответственно постижение дао – главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец – для сына, муж – для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) пекрвый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй – подчинённую силу инь. Подобная конструкция отражает влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства. Наследие Дун Чжуншу – 82 философских и социально-политических эссе, названные составителями «Чунь цю фань лу» («Обильные росы весен и осеней»). Эти эссе как «Три доклада о небе и человеке» («Тянь жэнь сань цэ») были включены в посвящённую Дун Чжуншу главу 56 «Истории [династии] Хань» («Хань шу»).



 
PR-CY.ru