ДУН ЧЖУНШУ

ДУН ЧЖУНШУ (190 или 179/120 или 104 гг. до н.э.) – китайский философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 г. до н.э. – 220 г. гг. н.э.), который придал конфуцианству характер государственной идеологии; один из лидеров «школы новых текстов» (другое название – «школа текстов новых письмен»). Родился в Гуанчуани (современный уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. При ханьском императоре Цзин-ди Дун Чжуншу занимал должность учёного, обязанностью которого было объяснение классических конфуцианских сочинений. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности (экзаменационная система (кэ цзюй) – важнейший социально-идеологический институт Китайского государства, действовала до начала XX в.). Дун Чжуншу преподавал в императорской высшей школе, был учителем основоположника китайской историографии Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.). Дун Чжуншу разработал в рамках конфуцианства натурфилософию, в которой соединил идеи даосизма и инь-ян цзя. По представлениям Дун Чжуншу, всё в мире происходит из первоначала (первопричины (юань)), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи), состоит из пневмы (ци) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется, прежде всего, в последовательном возобладании противоположных сил ян и инь и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» пять элементов (у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы (инь-ян цзя и у син) были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. Пневма наполняет Небо (тянь) и Землю, как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он – микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно моистам (см. ст. Моизм), Дун Чжуншу наделял Небо «духом» (шэнь) и «волей» (и). Небо, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет дух и волю через государя, «совершенномудрых» и природные знамения. Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «[индивидуальной] природы» (син) человека, Дун Чжуншу утверждал, что, подчиняясь универсальному дуализму сил ян и инь, человеческая природа делится на добротворную (ян) природу и злотворную (инь) чувственность (цин). «Добро» (шань), как атрибут человеческой «природы», имеет относительный характер: человеческая природа может считаться доброй в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых», у которых «природа» иная, чем у «средних» людей, чья природа также отличается от природы «ничтожных». «Добро» потенциально присуще человеческой природе, которая от рождения обладает добрым началом: «Человеческая природа подобна рису на корню, добро – рису в зерне».

 



 
PR-CY.ru