ДАОСИЗМ - Страница 5

Собственность наследственных монастырей находится в частном владении и передаётся из поколения в поколение. Обитатели таких монастырей чаще всего связаны кровным родством. Эти монастыри, как правило, расположены в сельской местности и в маленьких уездных городах; монашеский быт в них менее строг, чем в открытых монастырях. Наследственные монастыри могут принимать послушников для подготовки к принятию священного сана, но правом проведения этой церемонии обладают только открытые монастыри. В отличие от наследственных, собственность открытых монастырей принадлежит всей общине. Существует также деление монастырей на мужские и женские. Недостаток храмовых помещений в 1980 – начале 1990 гг. заставил отдельные обители принимать монахов обоего пола (например, Тайцингун (Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань). Особую категорию последователей даосизма составляют цзюйши – верующие, которые не являются монахами или служителями культа. Они живут в миру, постоянно совершенствуются в освоении даосского учения и принимают участие в религиозной деятельности монастырей, к которым «приписаны». В каждом монастырском уставе определены свои правила для цзюйши. Даосские праздники условно делят на три группы. К первой относятся общедаосские торжества, отмечаемые приверженцами всех направлений и составляющие основу служебного годичного круга. Это праздники Трёх начал (Неба, Земли, Воды), Нефритового императора (верховного владыки, главы бессмертных, который после сошествия на землю совершает инспекцию всей Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых), Рождения бессмертного Вэньчана (покровителя образования и просвещения) и др. Праздники второй группы присущи определённой даосской школе. Так, в столичном Байюньгуане, родовой обители ветви Луньмэн школы Совершенной истины, с особой пышностью 19 дней празднуется рождение её основателя – праведника Цю Чанчуня (1148–1227 гг.). Среди монахов бытует предание, что в ночь с 18-го на 19-й день первого лунного месяца Цю Чанчунь, спускаясь на землю, посещает их обитель. Встреча с ним приносит удачу и счастье. К третьей группе относятся местные праздники, представляющие собой включение в даосизм локальных культов и традиций. Примерами таких праздников являются торжества в честь бессмертных – покровителей городов (чэнхуан). В Пекине это Ян Шушань, в Сучжоу провинции Цзянсу – Хуан Се и т.д. Цель даосски постов – очищение тела, помыслов, обретение счастья, долголетия и бессмертия. Они проводятся во время праздников и памятных дней, в дни поминовения предков, во время паломничества, перед серьёзными жизненными решениями и т.д. Неотъемлемой частью поста является и созерцательная практика. В течение всего поста полагается совершать как можно больше благих поступков и делать пожертвования. Обязательной повседневной ритуальной практикой являются моления, которые служат инструментом самосовершенствования. Участие в молениях или присутствие на них дозволено только даосским монахам. В настоящее время число молебнов было сокращено до двух: утреннего и вечернего. Утренний молебен символизирует рождение всего сущего и направлен на обретение покоя и порядка в сердцах молящихся и в окружающем их мире. Вечерний молебен посвящён спасению душ умерших и выражению благодарности предкам. Возглавляет молебен Высокий достопочтенный (гаогун), исполняющий роль связующего звена с сакральными сферами. Ритмическое чтение канонических текстов возложено на наставников канона (цзинши). Службу предваряют удары в барабан. Восемь Великих управляющих (главы управлений монастыря) в ритуальных одеяниях направляются в покои смотрителя и вместе с ним шествуют в Великий зал. Там каждый занимает определённое место. Высокий достопочтенный вслед за смотрителем воскуряет благовония и начинает молебен. Большое значение в ритуале имеет инструментальное сопровождение при чтении даосских канонов.



 
PR-CY.ru