ДАОСИЗМ - Страница 4

При раскопках были обнаружены манускрипты на шёлке «Четырёх канонов Хуан-ди»: «Цзин фа» («Канонические законы», или «Канон: законы»), «Цзин» («Канон», варианты названия: «Ши да цзин» – Десять великих канонов, «Ши лю цзин» – Шестнадцать канонов), «Чэн» («Обозначения»), «Дао юань» («Исток пути») и примыкающего к первому списку мавандуйского «Дао дэ цзина» «Цзю чжу» («Девять правителей», вариант названия: «И Инь Цзю чжу» – «Девять правителей И Иня»), в котором упомянут «План (ту) девяти правителей», также найденный в захоронении. Все они переведены на английский язык (1997 г.), а «Четыре канона Хуан-ди» – на французский (1989 г.), современный китайский (Юй Мин-гуан, 1993 г.; Чэнь Гу-ин, 1995 г.) и частично на русский («Каноны Жёлтого Владыки», 2003 г.) языки. Их открытие и публикация имели не только научное, но и общекультурное значение, даже породив на Тайване новый культ Жёлтого императора, основанный на них как на сакральных текстах. При определении числа последователей даосизма синологи сталкиваются с трудностями, вызванными разницей в критериях статистических исследований и особенностями самого даосизма. По приблизительной оценке, их число составляет около 20 млн. человек (данные за 1998 г.). Современный исследователь даосизма Фань Эньцзюнь выделил основные его группы даосского пантеона. К первой относятся: божества Небес (тяньшэнь), Земные достопочтенные (дичжи) – божества земли, домашнего очага, колодца, определённых местностей, городов, рек, лесов, морей и т.д. Многие из них первоначально имели человеческую природу, а затем стали божественными людьми (шэньжэнь). Божественные призраки (жэньгуй чжи шэнь) – это предки (в том числе семейные), покровители ремесел и школ, полулегендарные герои. Божеств человеческого организма (жэньти чжи шэнь), по даосским представлениям, около 36 тыс.; часть их неблагорасположена к человеку (например, три червя (саньшишэнь), воплощающие сребролюбие, чревоугодие и любострастие, препятствуют достижению бессмертия). Ежегодно в день рождения человека они поднимаются на Небо и докладывают обо всех его прегрешениях. Даос, идущий по пути самосовершенствования, должен «запереть» их в своём теле, бодрствуя в течение 24 часов, читая канонические тексты и произнося соответствующие заклинания. Постоянство такой практики позволяет достичь их полной нейтрализации. Вторая группа – Божества преисподней (дифу шэньлин). В китайской традиции существуют представления о двух загробных мирах с горами Тайшань провинции Шаньдун и Фэндушань провинции Сычуань. Великий владыка восточного пика Тайшань (Тайшань дунюе Дади) определяет срок жизни и посмертную судьбу души, а Великий владыка Фэнду (Фэнду Дади) ведает духами и призраками умерших. Как и Небо, преисподняя насчитывает 36 уровней, каждому из них соответствуют определённые божества. Третья группа – бессмертных. Среди них различают: небесных – те, кто заняли место среди небесных божеств, земных – те, кто находятся на «знаменитых горах» или в «пещерных чертогах» и освободились от трупа, т.е. обрели бессмертие через смерть и воскресение. Четвёртая группа – истинные люди (чжэнь жэнь), постигнувшие истину (дао), но не стремившиеся к телесному бессмертию. Ортодоксальный даосизм представлен двумя школами: школой Совершенной истины (Цюаньчжэнь) и школой Правильного единства (Чжэньи). Монастыри школы Совершенной истины являются преобладающими. Даосские монастыри делятся на две типа: наследственные (цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь).

 



 
PR-CY.ru