ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ – в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных обществ, в особенности религиозного назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость домовой церкви для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при котором она существует. В большинстве случаев домовая церковь имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории которого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В настоящее время, в случае если домовая церковь не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т.е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, например, иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу домовая церковь имела некоторое сходство с дворцовыми, военными, т.е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к домовой церкви в собственном смысле слова, отличаясь от них, главным образом, самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом домовой церкви является так называемая крестовая церковь, находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов. В узком смысле слова домовой церковью в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать домовую церковь дозволялось епархиальной властью, а в Москве и Санкт-Петербурге – высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затруднённым в такой возможности. Подобная домовая церковь имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. После кончины высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире домовую церковь, обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и всё её имущество, в том числе священные сосуды, иные священные и освящённые предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая домовая церковь. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению после кончины лица, которому дозволено было иметь в своём доме домовую церковь, эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.

 
PR-CY.ru