ДАВИД и ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ - Страница 6

Основная часть изображений Давида и Лукиана Гареджийских сохранилась в монастырях Гареджи. Давид представлен старцем с длинной, заострённой книзу бородой красноватого цвета, облачённым в монашескую одежду с куколем на голове или на плечах. Лукиан изображается человеком средних лет, с недлинной закруглённой коричневой бородой, недлинными, забранными за уши волосами, также облачённым в монашескую одежду. Сцены из Жития Давида помещены в диаконнике главного храма монастыря Удабно (роспись X в., частично переписана и дополнена в начале XIII в.). Они представлены в хронологической последовательности: прибытие Давида и Лукиана Гареджийских в Гареджийскую пустыню, молитва Давида, чудо Давида (западная стена), обретение воды, поднимающиеся по лествице гареджийские пустынники, паломничество Давида в Иерусалим (северная стена). По мнению исследователей, живопись отличается монументальностью, особенно на северной стене, где размещены большие сцены с крупными фигурами. В росписи северной стены зала церкви (первая половина XI в.) помещены три чуда Давида (доение ланей, лани перед Давидом и Лукианом Гареджийскими, сожжение дракона). В пещерной церкви Моцамета (груз. – мученики; расположена над лаврой, на вершине горы Удабно), выстроенной на месте, где ежедневно молился Давид, сохранились фризовые изображения житийных сцен. Первоначальную роспись исследователи датируют XI в., исследователи полагают, что в конце XII – начале XIII вв. возле северной стены был возведён саркофаг, и поверх ранней росписи была написана сцена избиения гареджийских монахов иноверцами. В сцене «Доение ланей» Лукиан изображён на рельефе, вставленном в конце X в. в северный угол западного фасада Атени Сиони, а также на рельефах на западной стене трапезной монастыря Бертубани (начало XIII в.) и на северной стене церкви апостола Иоанна Богослова в Давидгареджийской лавре (XVII в.). Давид с благословляющим жестом помещён среди образов ктиторов в росписи главной церкви (первая половина XI в.) и в церкви Благовещения (конец XIII в.) монастыря Удабно, в главной церкви монастыря Натлисмцемели (конец XII в.). Фронтально Давид представлен в росписях трапезной монастыря Удабно (первая половина XI в.), церкви святителя Николая в Кинцвиси (начало XIII в.), главной церкви в Ананури (конец XVII – начало XVIII вв.), вместе с Лукианом – в малой молельне в верхнем дворе Давидгареджийской лавры (начало XIX в.), в числе 13 сирийских отцов в церкви монастыря Марткопи (1856 г.). Изображение Давида и Лукиана Гареджийских сохранилось на миниатюре в сборнике Житий XVII в. (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). Давид представлен на грузинской иконе XIV в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае), вместе с преподобным Додо на иконе из иконостаса предположительно середины XVIII в. (происхождение исследователям неизвестно; Государственный музей искусств Грузии), в числе 12 сирийских отцов на иконе XIX в. из монастыря Шиомгвиме (Государственный музей искусств Грузии), вместе с преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Додо Гареджийским на иконе XIX в. (Государственный музей искусств Грузии). Лукиан изображён на иконе из монастыря св. Додо (конец XVIII – начало XIX вв., Государственный музей искусств Грузии). Сохранился негатив, сделанный Дмитрием Ивановичем Ермаковым в XIX в. (Государственный музей искусств Грузии) с иконы Давида (по мнению исследователей, XVIII в.) с семью житийными клеймами. Аналогична ей икона конца XVIII – начала XIX вв. (Государственный музей искусств Грузии).



 
PR-CY.ru