ДАВИД и ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ - Страница 2

Давид и Лукиан Гареджийские покинули Тбилиси и обосновались в полупустынной местности Гареджи (70 км от Тбилиси, юго-запад Кахети, древняя Кухети), в маленьких естественных пещерах хребта каждый высек в стене низкое узкое ложе. Как повествует Житие, они молились под открытым небом, пили дождевую воду, собирая её в выдолбленные в скале углубления, питались травой, кореньями и молоком, которое давали три лани с детёнышами (этот эпизод стал одним из наиболее ярких иконографических сюжетов в росписях Гареджи). С ланями связаны ещё два житийных эпизода: о драконе, похитившем одного из детёнышей и испепелённом ангелом, и об охотниках, гнавшихся за ланями. Эриставом Рустави Бубакаром в скале напротив пещер отшельников была высечена первая небольшая церковь зального типа, освящённая в честь Преображения Господня. В Житии описывается, как однажды, преследуя во время охоты фазана, Бубакар оказался рядом с молящимся Давидом, который попросил сохранить птице жизнь. Разгневанный охотник схватил меч и хотел ударить Давида, но его рука окаменела. Потрясённый чудом, он исповедал Христа и был исцелён. Когда по молитве Давида выздоровел и сын Бубакара, эристав вместе с семьёй и домом крестился. Вскоре в пещерах стали селиться люди, также искавшие уединения, и образовался монастырь, позже получивший название Давидгареджийской лавры. Рядом стали возникать новые обители. Ученик Давида преподобный Додо Гареджийский по благословению учителя основал напротив лавры монастырь Додос рка (груз. – ветвь Додо) во имя Пресвятой Богородицы; Лукиан, согласно местному преданию, – монастырь Натлисмцемели (груз. – Креститель) во имя св. Иоанна Предтечи («Памятники древнегрузинской агиографической литературы», том 1). Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу, рядом с монастырями подвизались аскеты-отшельники. В Житии сообщается о чуде, совершённом Давидом: вняв мольбам монаха, жаловавшегося на горькую воду Гареджи, он претворил её в сладкую. С именем Давида связано появление Камня благодати, чудотворной святыни Грузинской православной церкви и ценнейшей реликвии Гареджи. Согласно Житию, Давид с несколькими монахами совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню. Достигнув города, он по смирению не вошёл в него и молился на Горе благодати, «откуда и виден божественный город, святой Иерусалим» («Памятники древнегрузинской агиографической литературы», том 3). Давид взял с горы три камня, в ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илии II (494–516 гг.) во сне явился ангел, который сказал, что грузинский монах вынес всю благодать из Иерусалима. Гонцы патриарха нагнали преподобного, направлявшегося в Грузию, и по указанию ангела забрали два камня, оставив один, приравненный ангелом к третьей части благодати Гроба Господня. Монахи Гареджи многие века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим. Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними.

 



 
PR-CY.ru