ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 8

Для волынской школы, по мнению исследователей, характерны невысокие одноглавые трёхчастные храмы, часто с колокольней с запада. Храмы галицкой школы также трёхчастные, с обособленными восьмериковыми объёмами и эффектными барочными луковицами: церкви св. Юра в Дрогобыче (XV–XVIII вв.), св. Параскевы в Крехове (1658 г.), Николаевская в Каменке-Бугской (1667 г.) – все во Львовской области. Особое место, по мнению исследователей, занимают произведения православного деревянного зодчества Карпат, отразившие влияние архитектурных традиций сопредельных территорий Украины, Румынии и Польши. Постройки срубные, с многозаломными пирамидальными завершениями, верхние ярусы стен, башен и кровель обшивались гонтом. Характерны отдельно стоящие четвериковые звонницы, массивные, невысокие, как правило, двухъярусные, реже трёхъярусные. Исследователи выделяют четыре основных архитектурных типа храмов. Гуцульский (восток Закарпатской области, Ивано-Франковская область Украины) – крестообразные одноглавые храмы: церковь Рождества Богородицы в селе Криворовня Ивано-Франковской области (1818 г.), Воскресенская («Струковская») церковь в посёлке Ясиня Закарпатской области (1824 г.). Бойковский тип (север Закарпатской, юго-запад Львовской области Украины, юго-восток Подкарпатского воеводства в Польше) считается самым архаичным, с трёхчастной композицией из практически одинаковых объёмов. Наиболее характерные памятники: церкви Никольская из села Кривки, ныне во Львове (1767 г.), Михайловская в селе Вышка Закарпатской области (около 1700 г., 1760 гг.), апостола Луки в селе Орявчик Львовской области (1862 г.). Лемковский тип также трёхчастный, но отличается динамичным возрастанием композиции от алтаря к колокольне и барочными завершениями всех кровель; нижний ярус окружён открытой галереей. Памятники этого типа расположены, в основном, в Польше (юго-запад Подкарпатского и юго-восток Малопольского воеводств) и на северо-востоке Словакии; на западе Закарпатской области Украины к лемковскому типу исследователи относят Михайловскую церковь из села Шелестова, ныне в Ужгороде (1777 г.), и Покровскую церковь из села Канора, ныне в Киеве (1792 г.). Памятники марамурешской школы, прообразами которых были каменные готические храмы Трансильвании и северо-восточной Венгрии, имеют трёхчастную композицию. Внешне выделен только алтарь; притвор и основная часть храма покрыты общей высокой вальмовой кровлей (с уступом или без), над западной частью установлена высокая колокольня с «готическим» завершением. Больше 30 храмов этой группы находится на северо-востоке жудеца Марамуреш в Румынии; другие расположены на юго-востоке Закарпатской области Украины. Среди них исследователи выделяют Никольские храмы из села Среднее Водяное (верхний – 1428 г., около 1600 г., около 1760 г., нижний – середина XVII в.), а также церкви так называемой хустской группы: Михайловская в селе Крайникове (1668 г.), Параскевы Пятницы в селе Александровка (1753 г.), Николаевские в сёлах Сокирница (1770 г.) и Данилово (1779 г.), Рождественская в селе Стеблевка (1797 г., не сохранилась). Ряд церквей центральной части Закарпатской области Украины (например, Дмитриевская в селе Репинном (1780 г.), Святого Духа в селе Колочава-Горб (1795 г.) и Введенская в селе Буковец (1808 г.)) имеют черты, общие для лемковского и марамурешского типов.



 
PR-CY.ru