ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 6

По мнению исследователей, почти не осталось храмов этого типа (среди них Юрома), целиком сохранились лишь пятиглавые церкви Богородицы Одигитрии в селе Кимжа Мезенского района Архангельской области (1763 г.) и пророка Илии при Артемиеве Веркольском монастыре в Пинежском районе Архангельской области (1697, 1869 гг.). Ряд живописных девятиглавых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (церковь св. Иоанна Предтечи в селе Шуя близ Петрозаводска (середина XVIII в., не сохранилась)) и кубоватым покрытием (Никольская церковь в селе Бережная Дуброва Плесецкого района Архангельской области (1678 г.)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская церковь в селе Чухчерьма Холмогорского района Архангельской области (1659 г., не сохранилась) и Сретенская церковь в Заостровье (Рикасове) Приморского района Архангельской области (1688 г.)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах). Исследователи отмечают, что крестообразные храмы (с боковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы церкви Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами – церкви Вознесения в селе Пияла Онежского района Архангельской области (1651 г.; с четырьмя главками на прирубах) и Успения в селе Варзуга Терского района Мурманской области (1674 г.). Позже строились и близкие по типу кубоватые девятиглавые храмы – Владимирский в селе Подпорожье (1757 г.) и Преображенский (1786 г.) в селе Турчасове – оба в Онежском районе Архангельской области. Ветви креста могли иметь и более обособленные объёмы, достаточно низкие относительно центрального шатра (церковь Успения из Александро-Куштского монастыря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (середина XVI в.)) или, наоборот, высокие (церковь Успения из села Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Великом Новгороде (1520–1530 гг., завершение перестроено в 1690 гг.)). Особое место, по мнению исследователей, занимает центрическая пятишатровая композиция церкви Святой Троицы в селе Нёнокса (1727–1729 гг.), на которую оказал влияние образ собора Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Под его влиянием был построен и описанный в летописи шестишатровый Успенский собор Трифонова Вятского монастыря (около 1595 г. ). Исследователям известен вариант с крестообразной пятибанной композицией (церковь Воскресения в Верхоленске Иркутской области (1792–1795 гг., не сохранилась)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская церковь в селе Нелазском Череповецкого района Вологодской области (1694, 1856 гг.)). Особое место, по мнению исследователей, занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. Пятиглавый четверик собора архангела Михаила в Шенкурске Архангельской области (1681 г., не сохранился) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в городе Кола Мурманской области (1681 г., не сохранился) имел также два пятиглавых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

 



 
PR-CY.ru