ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 4

Ряд храмов, в том числе великомученика Георгия на Хамовническом кладбище в Москве (1910 г., архитектор Иван Иванович Бони, не сохранилась) и великомученика Пантелеимона на курорте Тинаки близ Астрахани (между 1900 и 1913 гг.), близок к храмам в стилистике модерна. В 1920–1930 гг. ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. В послевоенное время они, объявленные выражением подлинной народности, стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев под открытым небом, куда свозились постройки из деревень (идея, впервые осуществлённая в Скандинавии в 1880–1890 гг.). Но это лишь приостановило процесс утраты деревянных храмов, который продолжается и в настоящее время. С 1990 гг. началось строительство деревянных храмов и часовен, как правило воспроизводящих традиционные образцы. Существует несколько вариантов классификации деревянных храмов. Самым простым и распространенным исследователи считают клетский тип храма, состоящий из одной (в случае часовен) или нескольких (алтарь, основная часть храма, трапезная, притвор) прямоугольных в плане клетей, крытых двускатными крышами: церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, находящаяся ныне в Кижах (1464 г.), и Ризоположения из села Бородава, перенесённая в Кириллов (1485 г.), считаются древнейшими памятниками русской деревянной архитектуры. Среди клетских исследователи выделяют храмы с крутой, так называемой клинчатой, кровлей: церкви Воскресения из села Билюкова, ныне в Плёсе Ивановской области (1700 г.) и с кровлей с уступами: церковь великомученика Георгия в селе Юксовичи Подпорожского района Ленинградской области (1493, 1632 гг.). Наиболее характерный тип многогранных храмов – восьмигранный от земли. Как правило, эти храмы завершались шатрами – Никольская церковь в селе Лявля Приморского района Архангельской области (1589 г.), Георгиевская церковь из села Вершина, ныне в музее «Малые Карелы» близ Архангельска (1672 г.), Никольская церковь в селе Согиницы Ленинградской области (1696–1698 гг.). Происхождение шатра исследователи считают спорным, сторонники «теории самобытности» настаивают на том, что он зародился в деревянном строительстве и был заимствован каменными храмами. В последние годы всё больше подтверждается точка зрения, согласно которой особое влияние на распространение каменных и деревянных шатровых храмов оказала церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная итальянским мастером. Другие типы завершений сохранившихся храмов восьмериком от земли – крещатая бочка: церковь Собора Богородицы из села Холм, ныне в Костроме (1552 г., XVIII в.), украинская кровля-баня (церковь святителя Николая в селе Зачачье Холмогорского района Архангельской области (1687, 1748 гг.). Исследователям известны также десятигранная церковь Воскресения в посёлке Важины Подпорожского района Ленинградской области (1630 г., перекрыта классицистическим куполом в 1827–1831 гг.) и 6шестиранная церковь Богоявления в селе Пянтег Пермского края (1617 г., шатёр не сохранился, перестроена, по мнению исследователей, из оборонительной башни).

 



 
PR-CY.ru