ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА - Страница 3

До Крещения Руси строительство было деревянным; первые деревянные христианские храмы копировали каменные византийские образцы (в начале ХI в. упоминается 13-главый собор Святой Софии в Новгороде), но конкретные их формы исследователям неизвестны. Самые ранние сохранившиеся храмы – клетские, существовали также многогранные, как полагают исследователи, деревянный вариант каменных ротонд, например, Успенские соборы в Великом Устюге (до 1490 г. и 1492 г.), «круглые... о 20 стенах», в XV в. распространились постройки с крестообразным планом. С XVII в. формы деревянных церквей усложнились, возникло множество сочетаний основных объёмов храмов и их завершений – процесс, протекавший и в каменном зодчестве. Исследователи говорят и о наличии региональных школ XVII–XVIII вв. Во второй половине XVII в. в городах начался процесс замены деревянных приходских храмов каменными, при этом подавляющее большинство сельских храмов оставались деревянными до второй половины XVIII в. Этот век стал временем радикальных перемен, т.к. изменились и технологии, и особенности заказа. В связи с развитием кораблестроения при Петре I и особенно при Екатерине II изготавливаемые топором вручную конструкции стали уступать место пиломатериалам. Их использование позволило разбогатевшим выходцам из сельской среды, обосновавшимся в городах, инициировать с конца XVIII в. перестройку (и постройку новых) храмов в родных сёлах в формах столичной архитектуры. Рублёные храмы обшивали досками и раскрашивали, кровли покрывали железом, растёсывали оконные и дверные проёмы. К началу XIX в. на деревянное храмостроительство распространилось образцовое проектирование. Во второй половине XIX в. сложилось представление о деревянной архитектуре как о носителе черт самобытности русского зодчества, и отношение к ней изменилось. Началось изучение памятников (первая поездка на Север – Льва Владимировича Даля в 1871 г.), предпринимались попытки их охраны и реставрации (Пётр Петрович Покрышкин). Большое влияние оказали поиски форм стилизации в области деревянного жилого зодчества архитекторов Виктора Александровича Гартмана и Ивана Павловича Ропета (Ивана Николаевича Петрова). Стали строить многочисленные деревянные храмы в русском стиле: наиболее самобытными исследователи считают церковь Покрова Богородицы в Александровске-Сахалинском (1893 г., архитектор Иван Аполлонович Чарушин, не сохранилась); церковь Святой Троицы в Удельной близ Москвы (1897 г., архитектор Семён Семёнович Эйбушитц); Никольский собор в Харбине (1899 г., архитектор Иосиф Владимирович Падлевский, не сохранилась) или в той или иной степени следовавшие конкретным древним образцам – церковь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Шереметевка (Кусковский тупик, Москва, 1901–1903 гг., архитектор Иван Тимофеевич Барютин, не сохранилась), церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери на Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге (1902–1905 гг., архитектор Валентин Александрович Демяновский, не сохранилась), собор Воскресенско-Покровского монастыря близ Луги (1912 г., архитектор Алексей Ефимович Элкин, не сохранилась), церковь Преображения в Кирккоярви (современные Поляны) близ Выборга (1912–1913 гг., архитектор Александр Артемьевич Полищук, не сохранилась), церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери в Вырице близ Санкт-Петербурга (1913–1914 гг., архитектор Михаил Витольдович Красовский), церковь святителя Николая у Соломенной сторожки в Москве (1914–1916 гг., архитектор Фёдор Иосифович (Осипович) Шехтель, восстановлена с искажениями).

 



 
PR-CY.ru