ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА - Страница 3

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 г. был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую родительскую субботу. Об установлении князем Дмитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее, уже в начале XX в. Евгений Евстигнеевич Голубинский на основании свидетельств средневековых русских памятников указывал на иное происхождение Димитриевской родительской субботы в работах «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви». На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название – Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, по мнению исследователей, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую родительскую субботу. Владимир Иванович Чичеpов уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли. На Руси традиционно на Димитриевскую родительскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.). С Димитриевской родительской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут – живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» – традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой; пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской родительской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую родительскую субботу). В период между праздником Казанской иконы Божьей Матери и днём памяти великомученика Димитрия или Димитриевской родительской субботой не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и других «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу. В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти великомученика Димитрия, а по празднику Покрова – третья суббота после Покрова.

 



 
PR-CY.ru