ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА - Страница 2

В Чиновнике московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись второй половины XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях исследователи встречают компиляцию из Обиходников и Уставов, посвящённую Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (Библиотека Академии Наук, 1750–1770 гг; Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII в. СПб., 2001 г.). В XVII в. Димитриевская родительская суббота, по мнению исследователей, ещё не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике Российской государственной библиотеки, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской родительской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботу с князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к преподобному Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» («Сказания и повести о Куликовской битве». Л., 1982 г.), но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Исследователи предполагают, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Исследователям известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (начало: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние князя Дмитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Таким образом, даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской родительской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе. Московский митрополит Филарет (Дроздов) писал в письме к Андрею Николаевичу Муравьёву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

 



 
PR-CY.ru