ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ, КИЕВСКИЙ - Страница 2

Датировка этого документа (1766 г.) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей, в которой говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифее по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митрополита Гавриила (Кременецкого) архимандритом Зосимой (Валкевичем) был переведён в Китаевскую пустынь, где жил в уединённой келье у пруда. В источниках существуют разночтения и в указании года кончины Досифея Китаевского – от 1775 г. (по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте около ста лет) до 1778 г. («Соловецкий патерик». СПб., 1873 г.). Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привёл надпись на могиле Досифея Китаевского в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.». В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована другая надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 (или 1778) году Сентября 25» (Центральный государственный исторический архив Киева). Наиболее достоверной датой кончины Досифея Китаевского исследователи считают 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архимандриту Зосиме о смерти Досифея Китаевского. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной (Троицкой) церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено (Центральный государственный исторический архив Киева). Биографические сведения о Досифее Китаевском, изложенные в литературе второй половины ХIХ – начала ХХ вв., исследователи считают легендарными и запутанными. В 1873 г. в «Соловецком патерике» впервые была опубликована информация, перекликавшаяся с популярными в народной литературе сюжетами, что Досифей Китаевский на самом деле был девицей. Согласно приведённому в патерике Житию пустынника Феофана (СПб., 1873 г.), который являлся келейником Досифея Китаевского, тот скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни. Затем, без какой-либо аргументации, автор патерика рассказывает: «После сделалось известным, что затворник Досифей была девица Дария из рязанских дворян Тяпкиных». Согласно патерику, с двух до девяти лет Дарья жила в келье своей бабушки, насельницы московского в честь Вознесения Господня монастыря монахини Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому после возвращения домой. В 15-летнем возрасте Дарья «скрылась» во время прогулки с сёстрами в роще. Спустя три года одна из сестёр с матерью, посетив Троице-Сергиеву лавру, увидела некоего юного монаха, похожего на Дарью, и просила знакомого иеромонаха привести его к себе. Но инок, после того как ему передали просьбу, исчез. Спустя 20 лет сестра Дарьи посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал «не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа». Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых.

 



 
PR-CY.ru