ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ - Страница 3

Пожив в миру и растратив его, он пришёл к братьям, чтобы быть похороненным с ними в пещерах. С трудом втиснувшись между ними, он не смог протянуть ногу и почил с согнутой ногой, «как и ныне лежит». Представление о Двенадцати греках как о братьях впервые зафиксировано в плане монастырских пещер 1744/1769 гг. Самым ранним изображением греческих мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи конца XV в. (Библиотека Академии Наук), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 1840 гг. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех двенадцати создателей Успенской церкви – и строителей, и иконописцев. В киево-печерской иконографии XVIII–XIX вв. получил распространение сюжет явления Божьей Матери во Влахерне, где, согласно тексту «Патерика», изображались только четыре мастера-зодчие, как на живописном образе первой половины XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания «Патерика» 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к первому изданию 1661 г. В правой части представлена Божья Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними – преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке – видение Печерской церкви (в архитектурных формах первой половины XVIII в.). На гравюрах внизу есть два небольших клейма: явление церкви на облаке греческим зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, которые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами двенадцать греческих мастеров, а также в келье преподобного Антония в Ближних пещерах и в келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 1840 гг. и росписи ХIХ в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев – строгая двухчастная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская церковь. Уникальным произведением исследователи считают Донскую икону Божьей Матери с сюжетами «Патерика» (конец XVII – начало XVIII вв., Государственный исторический музей), где присутствует два «зеркальных» извода подобной композиции – согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда. На палице конца XVII в., созданной в мастерской киевского Вознесенского монастыря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греческим зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия. Влахернское чудо написано также в нише западного фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 г.



 
PR-CY.ru