ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ - Страница 2

Спор не был решён окончательно – диакон Александр остался при своём мнении о равночестности восьмиконечного и четырёхконечного крестов, кроме того, жившие обособленно дьяконовцы продолжали свою практику каждения. В 1707 г. по указу Петра I иеромонах Питирим (Потёмкин, впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский) начал борьбу с керженскими скитами. 1 января 1716 г. он послал дьяконовцам 130 вопросов с требованием ответить на них. 20 февраля того же года дьяконовцы обратились за помощью на Ветку (в послании также содержался вопрос о «мироварении», предпринятом ранее Феодосием), но ответа не получили. Тогда при посредничестве Т.М. Лысенина к составлению «Дьяконовских ответов» были привлечены киновиарх Выголексинского общежительства Андрей Денисов (см. ст. Денисовы) и другие насельники Выговской пустыни. Пытаясь выиграть время, дьяконовцы передали 240 вопросов Питириму. «Разглагольство» представителей Дьяконова согласия и епископа Питирима состоялось 1 октября 1719 г. в селе Пафнутове Дрюковской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Оно окончилось формальной победой архиерея и вынужденным покаянием дьяконовцев. Диакон Александр, отказавшийся в следующем году от своей повинной, 21 марта 1720 г. был казнён в Нижнем Новгороде. После этих событий керженские скиты подверглись разгрому. Т.М. Лысенин и священник Димитрий нашли приют в Покровском монастыре на Ветке. Центром Дьяконова согласия стала также расположенная неподалёку от Ветки Вылевская слобода (в современном Добрушском районе Гомельской области, Белоруссия), в которую переселился с Керженца чёрный поп Андрей, а также миряне-«учители» Яков Григорьев, Фома Андреев, Пётр Карпов. Вскоре дьяконовцы заявили о разногласиях с ветковцами. В ответ из Покровского монастыря по слободам было разослано «Слово возразительное на лжеучителей», в котором говорилось «о смущенниках, ненавидящих крест Христов и велящих дважды кадить», и содержался призыв не общаться с дьяконовцами. Началась ожесточённая полемика. В 1722 г. Фёдор Философ написал против дьяконовцев «Слово» и осудил «лжеучителей», повелевающих кадить двукратно. В 1724 г. ветковцы отправили послание в польскую слободу Корычинцы, в котором сравнивали дьяконовцев с Арием. В это же время было составлено «Возобъявление обители Покрова Пресвятыя Богородицы» с подробной росписью «вин» дьяконовцев, целью послания было остановить распространение на Ветке дьяконовских воззрений, особенно усилившееся после присоединения к Дьяконову согласию старца Сергия и вылевского священника Патрикия. Патрикий подал в 1725 г. ветковцам «тетради» и «книжки за руками» с оправданием дьяконовцев. К Дьяконову согласию также присоединились известные на Ветке иконописец Марк и уставщик Семён Иванов.

 



 
PR-CY.ru