ДОРНЕР Исаак Август - Страница 2

Выступая против протестантских ортодоксов с их недостаточным интересом к человеческой природе Христа, а также против современных ему либералов (см. ст. Либеральная теология), которые рассматривали Божественность Христа как то, в чём человек был убеждён, И.А. Дорнер настаивал на полной «персональности» обеих природ, ибо «Логос силою Своей любви знает человечество как Своё предназначение, реализация которого... была Его вечной возможностью и волей. Поэтому, начнём ли мы с Логоса или с человека, ясно, что самосознание (и воля) каждого включает в себя импульс другого как определяющий. Следовательно, то, что присутствует в них обоих, не что иное, как богочеловеческое сознание – не более человеческое сознание Логоса и не более божественное сознание человека, но богочеловеческое сознание обоих». Учение о развивающемся (werdende) Воплощении получило дальнейшую разработку в «Системе христианского вероучения» («System der christlichen Glaubenslehre»). Согласно И.А. Дорнеру, с самого начала творческая любовь Бога подготовила в человеческой природе «универсальную, или центральную, способность к восприятию» себя, историческое приуготовление к Воплощению. Развитие есть «существенная форма актуализации Богочеловека». Воплощение начинается с первого момента жизни Иисуса Христа; при этом оно «не должно пониматься как завершённое в один момент, но только как продолжающееся, даже как возрастающее, так как Бог как Логос постоянно усваивает и приспосабливает каждый новый аспект, который формируется в ходе истинного человеческого развития; справедливо и обратное: растущая действительная восприимчивость человеческой природы сознательно... соединяется с каждыми новыми аспектами Логоса». Творческое действие Бога производит в мире новое, что, по И.А. Дорнеру, означает «изменение в живой самоактуализации Бога». Бог создал действительно свободных существ (не как самоограничение, но как осуществление Своего всемогущества). Своей жизнью в людях и жизнью людей в Нём Бог «ведёт историческую жизнь в мире», Он «вступает в контакт со временем. Хотя самопознанием Бог знает все возможности для актуализации свободы, знание действительности... может прийти к Нему только из мира». Таким образом, знание Бога «обусловлено современной историей, переплетённой и развивающейся вместе с ним». Не отвергая веры во всемогущество, всеведение и вездесущие Бога, И.А. Дорнер настаивал на необходимости корректирования прежних догматических понятий. «Бог не неизменен в Его отношении к пространству и времени и не неизменен в Его знании и воле по отношению к миру... Во всех этих отношениях с Его стороны также имеет место изменение...». При этом, выступая против пантеистического растворения Бога в мировом процессе или против политеистических концепций, И.А. Дорнер настаивал на истинной неизменности Бога. Это истинное величие и неизменность видел в «этической» сущности Бога, Который «вечно реализует Себя как обладающая самосознанием, святая и свободная любовь».

 



 
PR-CY.ru